Стихотворения 2003 года
* * *
Сканер сканирует скатерть.
Принтер копирует пир.
В сумме какая-то пакость.
В небе какая-то пыль.
В сумерках светят отбросы:
бритва, петарда, гондон,
С клипера сходят матросы —
скрипка, гитара, гармонь…
Есть у меня на примете
добрый приятель один.
Кликну его в Интернете —
встретимся и посидим.
Пусть даже он в бескозырке —
это всего лишь игра.
Девушку в красной косынке
нам не забыть никогда.
октябрь 2003
* * *
Над пропастью заклятья бормочу.
Ремни перекрестил я чересчур.
Внизу долина видится сырая.
Скользя, я осыпаюсь и сползаю.
Скользя, я просыпаюсь и пою.
Вот упоенье бездны на краю.
Я рассыпаюсь соловьиной трелью…
Я засыпаю, покрестив постелю. –
Когда еще проснусь…
март 2003
____________________________
Здесь и во многих других текстах – образ перекрещенных предметов
(ремней, шнурков, галстука) – неясный самому автору образ из сонного бреда.
* * *
Когда я стал спускаться в долину,
я встретил на подъеме машину.
Она была светла и наивна.
Она, кряхтя, ползла на вершину.
Привет вам, молодые пилоты.
У вас глаза от солнца лиловы.
Поэты вы и энтузиасты.
Глаза у вас белеют от страсти.
А у меня кроссовки да галстук
крест-на-крест перевязаны наспех.
Меня несет крутая дорога.
Оревуар, родная Андорра!
Уверовал — и вот погибаю.
Не знаю сам, куда убегаю.
март 2003
_________________________
«Оревуар, родная Андорра!
Уверо…» - палиндром
Здесь и во многих других текстах – образ перекрещенных предметов
(ремней, шнурков, галстука) – неясный самому автору образ из сонного бреда.
* * *
Друзья, не ждите, я отстал,
я переобуваюсь.
Идите без меня в астрал.
Мне остается зависть.
Завязываю я шнурки
нелепо, нудно, долго.
Мне говорят: «глаголом жги», –
я жгу и жду – а толку?..
март 2003
________________________
Здесь и во многих других текстах – образ перекрещенных предметов
(ремней, шнурков, галстука) – неясный самому автору образ из сонного бреда.
* * *
Ты помнишь – извергся Везувий,
Неаполь дрожит, чуть живой.
А в небе – охвостья окклюзий, –
и снова погода и зной.
И знай, что все будет забыто,
и – как бы ни возмущена, –
но будет любая орбита
аттрактору возвращена.
июнь 2003
_________________________
Окклюзия (лат.Occlusio – запирание, скрывание) - стадия развития циклона,
при которой происходит смыкание холодного и теплого фронтов в области циклона,
приводящее к заполнению последнего холодным воздухом и вытеснение теплого
воздуха от поверхности Земли в более высокие слои тропосферы. При этом возрастает
его вертикальная мощность, уменьшается скорость и циклон постепенно затухает
(осадки ослабевают и прекращаются, давление в центре повышается).
Атмосферный фронт – переходная зона в тропосфере между смежными воздушными
массами с разными физическими свойствами. Атмосферный фронт возникает
при сближении и встрече масс холодного и теплого воздуха в нижних слоях атмосферы
или во всей тропосфере, охватывая слой мощностью до нескольких км, с образованием
между ними наклонной поверхности раздела. А. ф. может находиться в стационарном
состоянии или в движении. Различают теплые, холодные фронты, а также фронты окклюзии.
Основными . А. ф. являются: арктические, полярные и тропические. При окклюзии циклона
тёплый и холодный . А. ф. соединяются, образуя сложный фронт окклюзии
с соответствующими изменениями облачных систем. В итоге эволюции фронтальных
возмущений сами . А. ф. размываются (т. н. фронтолиз). Однако изменения в поле
атмосферного давления и ветра, создаваемые циклонической деятельностью,
приводят к возникновению условий для образования новых . А. ф. и, следовательно,
к постоянному возобновлению процесса циклонической деятельности на фронтах.
Важнейшим понятием синергетики, фиксирующим специфику диссипативных структур,
выступает понятие аттрактора (лат. attractio – притяжение). Аттрактор определяется
Г. Николисом и Пригожиным как режим (состояние), к которому тяготеет система. Выступая
в качестве состояния, к которому с течением времени эволюционирует система, аттрактора
определяется в С. как "устойчивый фокус, к которому сходятся все траектории
динамики системы" (Г. Хакен). Графически это может быть выражено следующим образом:
аттрактор выступает как множество точек фазового пространства, к которому –
в режиме «crescendo» – тяготеют траектории, изображающие динамику системы: по формулировке
Г. Хакена, «траектории должны лежать в начальной области пространства... Если начальные
координаты изобразительной точки лежат вне этой области, то через некоторое время точка
входит внутрь ее и никогда больше ее не покидает. Другими словами, изобразительная точка
притягивается к этой области. Поэтому, сама область называется аттрактором». В содержательном
плане это означает, что состояние – аттрактор выступает в качестве искомой и достигаемой
(финальной в конкретной системе отсчета) фазы эволюции. Как отмечено Е. Н. Князевой
и С. П. Курдюмовым, «если система (среда) попадает в поле притяжения определенного аттрактора,
то она неизбежно эволюционирует к этому относительно устойчивому состоянию (структуре)».
При изучении процессов самоорганизации С. было зафиксировано то обстоятельство, что среди
возможных ветвей эволюции системы далеко не все являются вероятными, «что природа
не индифферентна, что у нее есть «влечения» по отношению к некоторым состояниям", – в связи с этим
физика «диссипативных систем, производящих энтропию», называет «конечные состояния
этих систем» аттракторами» (Пригожин). Важнейшим обстоятельством выступает в этом контексте
тот факт, что указанное состояние, к которому эволюционирует система, выступает не только
как могущая быть когнитивно зафиксированной перспектива ее развития, но и как реально
действенный фактор данного процесса. Фактически аттрактор может быть рассмотрен в качестве
фактора порядка (параметра порядка для системы, находящейся в процессе самоорганизации).
Как это было зафиксировано на I Международной конференции Немецкого Общества Сложных
Систем, аттрактор выступает как своего рода «стабильное состояние порядка».
* * *
«Временами улыбаться соседу» –
из своей мастерской, в свои годы
ни любезно, ни призрачно
со своей колокольни, ничего не объясняя.
Когда-нибудь это будет в конце концов написано.
Неплохая штука – издания.
2003
* * *
Дремал бы себе до полудня. –
Ан нет, что-то гложет и жжет.
Сквозь пыльные стёкла июля
заглядывает солнце в рот.
Скажи – ты все видела – разве
так глуп был мой вид и вопрос,
когда в перевернутой фазе
мне так вдохновенно спалось?
Мне снилась пустая деревня.
Ноябрь. Серый дождик идет.
Я встал, чтоб использовать время,
которое тоже идет.
июль 2003
* * *
На поляну бросил березовый июнь
моего потерянного разума изюм.
Я лежу в больнице посреди лесов,
на поляне птицы водят выводки птенцов.
Водят их и поят изумрудною росой,
а мои изюминки обходят стороной:
«Не учитесь, детки, эти ягодки клевать,
а не то вовеки не будете летать.
И от изумленья, прежде чем вспорхнуть,
вспоминать начнете все загадки наизусть. —
Будете все думать, зачем да почему
Боженька устроил такую чехарду…»
август 2003
_____________________________________
Поздняя версия стихотворения 90-х годов.
* * *
Как неподвижно и странно,
выглянув из-за угла,
в темные окна веранды
смотрит немая луна.
Темный овраг за забором
движется через забор.
Пенной черемухой полон,
входит на белый газон.
Лишь угловатые тени
резко лежат на столе,
тесно стоят у постели,
густо висят на стене.
Бабушка, дедушка, мама –
все почему-то ушли.
В доме так пусто и странно,
нет ни единой души.
Спрячься тихонько в кроватку,
глазки скорее закрой.
Близко решенье загадки –
только не знаю, какой.
май 2003
* * *
Интриганы каверзные злы,
хищные воители заядлы.
В тучах подступающей грозы
копятся смертельные заряды.
Царь угрюмо жмется в уголке,
топчется, томится и тоскует.
А царица всюду на доске
держит, контролирует, рискует.
январь 2003
________________________
Царь (король) – Николай Байтов, царица (ферзь) – Света Литвак.
* * *
Нет растянутых моментов.
Все мы дышим экономно.
Поднимаясь по ступеням,
безошибочно молчим.
Наши пачки документов
высятся столбоподобно.
В поэтическом смятенье
мы подмигиваем им.
Скажем, лестница на даче
что-то шепчет по привычке.
Тусклый запах древесины,
паутина, хлам и тлен, —
но зато какие пачки
документов возле печки!
Много мудрости и силы,
и журналов, и поэм.
Мы с подружкой бесполезно
лезем поздним краснолесьем.
Бродят тучи, дуют ветры,
льют октябрьские дожди.
Пусть кому-то интересно
хвастать лисьим басноречьем, —
не завидуй, Лита Вета,
безошибочно молчи.
Наши пачки документов
очень пламени съедобны.
Накануне возле печки
я сложил их штабеля.
Крики наших манифестов
улетят в трубу сегодня.
Ляжет снег, и дым, как песня,
убежит играть в поля.
октябрь 2003
_______________________
Лита Вета – Света Литвак.
* * *
Древнее живое имя рек и морей
ветром протянуло в золотых облаках.
Вышел на прогулку молодой иерей,
смотрит с косогора на красивый закат.
Вышел на поляну многотравный июль,
вынул из тумана молодой нож луны.
Надвое на западе разрезал лазурь,
нагло улыбаясь — почти до хулы.
Но хотя повсюду безбожная власть,
много тут и проса, и ржи, и овса.
Всякая святая еда удалась,
всякое дыхание — хвалит Творца.
Светом лучезарным просиял эмпирей.
Ветер надувает облаков каскад.
Долго с косогора молодой иерей
смотрит, улыбаясь, на родной закат.
Океанов имя, островов, гор и льдов
протянулось ветром вдоль осенних широт.
Люди мы смиренные — так дай же нам Бог
краешек святыни от осенних щедрот.
Даже вот сливо'вое варенье — и то
можно облизнуться — для души западня.
Многие пытаются и это, и то —
одна только умница моя попадья.
Можно соблазниться, над полями летя,
взглядом погружаясь в золотой эмпирей.
Тоже собралась там облаков лития,
дымом поедая рыб и зверей.
Там на речке с удочкой старик-пионер
курит самокруточку, чудак-самодур.
Постоял в раздумье молодой иерей
и вернулся к матушке — пить самовар.
ноябрь 2003
________________________
Лития (греч., церков.), молитвенное священнодействие, совершаемое вне храма
или в притворе его; краткое молитвословие в успокоение душ усопших;
часть всенощного бдения накануне праздников, благословление трапезы (пяти хлебов).
Написано в связи со скандальным судом по поводу выставки «Осторожно, религия»
в Сахаровском центре (описывается взгляд на мир неискушённого, эстетически простодушного иерея).
Самодур – ассоциация с директором Центра Юрием Самодуром, с которым я учился в 7-8 классах.
* * *
В нескольких футах от трупа
было темно и свежо.
Прятаться было бы глупо,
выйти вздохнуть – не смешно.
«Кто вы такая? – Полиция!» –
светит фонарик в глаза.
«Да, я вот эта Патрисия.
А что, погулять мне нельзя?»
июль 2003
_____________________________
Некий детектив стал толчком для написания этого
чисто литературного упражнения.
* * *
Я долго ползал по морям,
слюнявя гребни волн.
Не знаю, что я проверял,
какой когда-то слышал звон,
который потерял.
Привычка красит день за днем
в привычные цвета.
О чем так жалко мы жуем,
когда кругом вода? –
Когда мы падаем лицом
в присутствии воды,
мы долго падаем в газон,
в приличные цветы.
Так происходит много раз,
и в этом никому из нас
не виден Божий перст:
привычка делает оргазм,
созвездья держат крест.
. . . . . . . . . . . . .
Уже до ужаса дошло
дежурство на ветру.
Как в детстве я украл весло
у Посейдона – так лет сто
держу и не верну.
Как говорил один маньяк, –
я вдохновеньем был объят,
и мне был явлен ясный знак,
с тех пор и поднял я как флаг
всю эту ерунду.
. . . . . . . . . . . . . .
Открыт полночный календарь
ее блудливых глаз.
Я долго ползал, но я – царь,
царица заждалась.
Она мигает, как маяк.
Из тайносмыслой тьмы
летит ее понятный знак.
На перекрестках ее глаз –
обычные цветы.
Опять я падаю лицом
в обычный аромат.
Неведомого я лишен,
как жалкий аргонавт.
Едва заметный параллакс
над пропастью воды
измерив, я меняю галс,
но вижу в звездах ее глаз
один привет – призыв – балласт –
цветы, одни цветы.
. . . . . . . . . . . . .
Привычка красит день за днем
в привычные цвета.
Зачем ловить ненужный звон,
зачем слюнявить гребни волн,
зачем жалеть, когда
уже до ужаса дошло
дежурство на ветру.
Я поднимаю на флагшток
всю эту ерунду.
Открыт последний океан,
царица распускает ткань,
от Геркулесовых Столбов
назад не поверну.
октябрь 2003
________________________
Параллакс (параллактическое смещение) в астрономии - видимое перемещение
светил на небесной сфере, обусловленное перемещением наблюдателя в пространстве
вследствие вращения Земли (суточный П.), обращения Земли вокруг Солнца (годичный П.)
и движения Солнечной системы в Галактике (вековой П.). Точно измеренные П.
небесных светил и групп светил позволяют определять расстояния до них.
Стихотворение представляет собой опыт бесконечного говорения. По-сути, это
второй опыт, потому что первый опыт – поэма «Нескончаемые сетования» –
к 2003 году постепенно остановился, т.е. можно считать, что кончился (неудачей).
Автор счёл что его остановка связана с его «тяжеловесностью». Второй опыт
кончился ещё быстрее, но по другой причине: автор счёл это «облегчённое» говорение скучным.