Стихотворения 2002 года
ХОРЕИ
Раз ко мне приехали зятья. (да-да)
Выпили мы приличного питья. (да-да)
(А) буря мглою небо кроет,
то, как зверь, она завоет,
а то вдруг заплачет, как дитя. (да-да!)1
(Мой) старший зять любого перепьет.
(А) младший зять душевно так поет:
«К белым звездочкам в буране
тянутся цветы герани –
прямо за оконный переплет»…
Тут приехал кум из Череповца.
Выпили мы бутылочку винца.
Прибежали в избу дети:
«Тятя, тятя, наши сети
притащили с понтом мертвеца!»
Прихожу к подружке на минет.
Приношу поллитру на обед.
– Ты жива, моя старушка!
Пусть струится над избушкой
негасимый, несказанный свет!
Я тебе скажу мою мечту:
(а) покажи ты мне свою звезду!
Мой костер в тумане светит,
ночью нас никто не встретит,
мы с тобой простимся на мосту!
Только раскалилась кочерга –
(тут) началась такая чехарда!
Дядя Степа с тротуара
сквозь огонь и дым пожара
достает рукой до чердака!
Я кричу: «Ну что это за хуйня!
(Ведь) не бывает дыма без огня!
Я ведь тоже шит не лыком:
дым с огнем, да гоп со смыком, –
граждане, послушайте меня!»
_____________________________
1 Далее (да-да) – в каждой строфе в таких же позициях.
август 2002
_____________________________
Стихотворение представляет собой песню, исполняемую
автором на мотив «Гоп со смыком».
ТАНГО «КОНЕЦ ВРЕМЕНИ»
Ее обычно звали Катя (Катя).
Она была не очень кстати (кстати) –
как та фиалка, что сорвали (сорвали)
в дурном сугробе февраля.
Ее примерно звали Настя (Настя).
Она была крестовой масти (здрасте!).
Ее реально звали Валя (Валя) –
как говорится, «вуаля».
Однажды вечером в июле (июле),
когда струя светлей лазури (в натуре),
она гуляла по бульвару (бульвару) –
едва с тоски не померла.
Ей показалось очень поздно (поздно).
А там в кафе совсем серьезно (серьезно)
танцуют пары, как татары (татары) –
та-та-ра-та-ра-та-ра-ра.
К чему загадывать желанья? (желанья)
К чему прикладывать старанья? (старанья)
Когда наш путь настолько узок! (узок) –
Я приведу один пример:
Иван Иванович Сусанин (крестьянин)
возглавил множество восстаний (восстаний),
а умер, как обычный узник (узник) –
в плену иллюзий и химер.
Василь Иванович Чапаев (Чапаев)
не ел ни разу чоко-паев (Чапаев).
Поев однажды, удивился (смутился),
пожал плечами и сказал:
«Я нахожу все это странным (странным). –
Себя я вдруг увидел старым (отсталым),
но я не обнаружил смысла (смысла)
в том, от чего я так отстал!»
Иван Сергеевич Тургенев (Тургенев)
носил в кармане много денег (копеек).
Порою был там и полтинник (полтинник),
Порою гульден или франк.
Но как-то вечером в июле (июле)
катятся ядра, свищут пули (в натуре).
Он посмотрел на свой будильник (будильник)
и тут же превратился в прах.
И будет форточка закрыта (закрыта).
И будет девочка забыта (забыта).
И будет карточка пылиться (пылиться)
пред полкой пожелтевших книг.
На ней и радости, и муки (муки).
На ней и бабушки, и внуки (внуки).
У них взволнованные лица (лица) –
улыбки строгие на них.
лето 2002
________________________________
Стихотворение представляет собой песню, которая исполняется
автором на народный мотив, похожий на «Сын поварихи и лекальщика».
Она – (Катя, Настя, Валя) – персонаж, не имеющий прототипа.
КАРТИНКИ ДЛЯ «МУЗЕЯ ЖЕНЩИНЫ»
[«Из-за острова на стрежень»]
1. Юдифь
Сверкнуло солнце от Моава,
бежит к подножью тень горы,
и выплывают из тумана
врагов Израиля шатры.
Большой шатер, как полог брачный,
парчой и золотом расшит.
В нем гордая израильтянка
с военачальником лежит.
«Сменяла нас на ассирийца, –
судачат девы шепотком. –
Одну лишь ночь с ним покрутилась –
наутро встала мужиком!»
К их пересудам и насмешкам
прислушивается Юдифь,
роскошный локон Олоферна
на тонкий пальчик накрутив.
«О ты, родная Иудея,
удел народа моего!
Еще не видела от девы
подарка ты ни одного!
Чтоб не было кровавой распри
средь мирных пастбищ и садов,
возьми скорей, возьми красавца
в свою ревнивую любовь!» –
Меч взвизгнул. Голова слетает.
Юдифь выходит на простор
и легким взмахом поднимает
ее пред взорами сестер.
2. Валери Соланас
Из подполья в резкий свет софитов,
на широкий звездный полигон
выплывает Валери Соланас
со своим попсовым стариком.
За спиной их слышатся издевки:
«Эка нас сестренка предала!
Все свои крутые манифесты
за ночь променяла на козла!»
Эти ядовитые насмешки
Слышит чумовая Валери
и вытягивает «Смит-и-Вессон»
нервною рукой из кобуры.
«Ворхол, Ворхол, мой родной папашка!
Много всяких знаешь ты затей.
Только не видал еще подарка
от дочурки умненькой своей!
Чтоб навеки не было раздора
между креативными людьми,
посажу тебе из револьвера
шесть гвоздик пунцовых на груди!»
. . . . . .
«Что же вы, любимые подруги,
по уши в соплях, как пацаны?
Ну-ка кинем рок и двинем буги,
Чтоб у Энди впляс пустились сны!»
3. Шарлотта Корде
На исходе Четвертого года,
накануне Великого дня,
посреди Революционного города
одинокая ванна видна.
В этой ванне нагая Шарлотта,
озорная девчонка Корде,
вместе с немощным Другом Народа
выплывает в любовной игре.
А на них из-за занавески,
источая змеиный яд,
смотрят революционные девки,
осуждают, ревнуют, шипят:
«Ведь прямая была жирондистка!
Ведь кристальной была, как слеза!
А теперь-то вон, блядь, эбертистка!
Обмаралась об этого пса!»
Говорит им нагая Шарлотта,
заводная девчонка Корде:
«Неужели я эшафота
испугаюсь в священной борьбе?
Неужели, как приживалка,
отсижусь в моей револю-
ции?
милой Франции не подарю?
Чтоб вокруг тебя, дева Франция,
фракционных не было свар –
на, возьми своего красавца!
Вот кинжал мой и вот удар!»
И из пенного аромата,
из целительных трав и смол
поднимает тело Марата
и бросает на кафельный пол.
май-июнь 2002
____________________
Валери Соланас (1926-1988) – радикальная феминистка.
3-го июня 1968 года стреляла в адепта масс-культуры, художника
и продюсера Энди Уорхола (1928-1987), отказавшегося ставить
её пьесу «Засунь себе в задницу».
К этим песням имеется предисловие автора:
Нам известно – много раз говорилось, писалось, – что наша культура
фаллоцентрична, логоцентрична и т.п. Поэтому её в целом можно
трактовать как некий «музей мужчины». Идея проекта «Музей женщины»
принадлежит московской художнице-феминистке Татьяне Антошиной.
Эта идея очень проста: берётся какая-либо известная художественная
композиция и в ней все мужские фигуры заменяются на женские и наоборот.
Мне подумалось, что неплохо было бы пополнить «Музей женщины»
поэтическими экспонатами, и первое, что пришло в голову – «Стенька Разин».
Таким образом у меня появилось 3 варианта «Стеньки» для Музея женщины».
Я сознательно разнообразил ритм и мелодии.
«Юдифь» поётся на мотив «Когда б имел златые горы». «Валери Соланас» – на
простенький блатной мотивчик с прибавлением «в натуре» к каждой третьей строке.
«Шарлота Корде» поётся на мотив наиболее приближенный к «Стеньке Разину»
(обратим внимание на то, что первые три ноты совпадают в «Стеньке» и в «Марсельезе»).
ДВА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЦЕНТОНА
2
Под небом голубым
есть город золотой
с фашистской силой темною,
с проклятою ордой.
1
Над небом голубым
есть город золотой
с тевтонской силой темною,
с проклятою ордой.
2002
___________________________
Центон 2 влючает более известные фрагменты текстов, являющиеся
искажением первоначальных, включенных в центон 1.
В целом произведение является присвоением 2-го порядка, т. е. присвоением
ранее присвоенного: «Над небом голубым» – песня на слова Анри Волохонского,
впервые исполненная Алексеем Хвостенко на музыку Владимира Вавилова,
по обстоятельствам сугубо советского свойства выдававшего ее за произведение
средневекового лютневого композитора Франческо Канова (Франческо да Милано),
а в массовом сознании присвоенная Гребенщикову; «Вставай, страна огромная» –
по-видимому, присвоена Лебедевым-Кумачом с небольшим искажением мелодии,
изданной вместе с текстом «тевтонской» в начале 1 мировой войны преподавателем
древних языков из Лифляндии коллежским советником Александром Адольфовичем де Боде.
* * *
Выступает рыхлый рельеф лица
в собрании лунных теней.
Он что-то бормочет, сходя с крыльца
в оттепель, тьму, метель.
Вот пути перепутались в саду,
и ключи поблескивают в снегу.
«Так что ты учти, ты имей в виду —
отпусти, не то убегу».
Перевыпукло-кругло большое «О»
ползет, как пузырь изо рта.
С тихим вздохом лопнуло его тепло,
и вопрос повис до утра
на рябине среди терпких кистей
в белых шапках снега, —
и что теперь? —
И ныряет, закрыв за собою дверь,
в оттепель, тьму, метель.
январь 2002
_________
Кратово.
* * *
Много книжек читал я в родной стороне:
много букв, много слов, много мнений.
Ничего не унес я в своей котоме',
уходя в непогоду и темень.
В это утро упреков, утрат и тревог,
в пустоту бесполезных терзаний
лезут пятна рябин и бригады грибов,
сопрягаясь в багряный гербарий.
Приблизительно так. Приблизительно всё.
По проселку трясется автобус.
Сквозь рассветную мглу на опушки лесов
тупо смотрит проезжий оболтус.
Много книг и брошюр он в родной Костроме
прочитал и забыл без последствий.
Ничего не случилось в его голове.
Только дождик да ветер осенний
торопливо стучится в слепое окно,
как сосед бьет в окошко слепое, —
знать, машина пришла, знать, открыли сельпо,
как сказал бы Гандлевский-Запоев.
Неужели опять обретать атрибут,
утеряв предикат пререканий?..
В поле ветер метет ярлычки мертвых букв,
составляя последний гербарий.
сентябрь 2002
______________________________
Тимур Запоев, поэт, известный под псевдонимом Тимур Кибиров.
* * *
Посмотри, возлюбленная, на цепких птиц,
оцени их воздушно-рептильный тип,
объясни их щебет и писк.
Ветерок ветвей, зыбкий свет листвы, —
ты представь, что там обитаешь ты
в суете всеобщей весны.
На путях опасностей и забот
зашифрован каждый мгновенный полет
и понятен — наоборот.
Ты представь, что нет никаких обид —
только диспозиция мелких битв,
только птицы — их взгляд и вид.
июнь 2002
* * *
Странно ехать подшофе в грузовой машине.
Страшно ехать по шоссе в грозовую ночь.
По обочинам бегут случаи из жизни:
Ратца, Чагодица, Кихть, Воя, Вондожь, Вочь.
Ни таланта, ни ума, — Ёмба, Индоманка.
Пельшма, Андога, Мегра, — из последних сил!
Я убогий инвалид, житель интерната.
Я боюсь твоих молитв, преподобный Нил.
Где-то блещет в тростнике мелкий Мареотис.
Вон пещеры и скиты в скалах и песках.
Вкруг оазиса сидит скорченный народец —
тут в склерозе и в тоске дух его иссяк.
Лесопилка в лопухах, теса серый штабель.
Чья-то банька заросла выше двери в сныть.
Удит рыбу на мостках житель-нестяжатель.
Ковжа, Колонга, Кулай, Шола, Юза, Сить.
Пала молния в скирду посредине луга.
Шумный ливень пал стеной, зарево залил.
Малахольные в скиту плачут от испуга.
Пожалей их, успокой, преподобный Нил.
лето 2002
_____________________
Стихотворение построено на перечислении имён небольших
речек в Костромской и Вологодской областях.
Скит – имеется в виду Нилова пустынь, место в 15 километрах от Кириллова,
где подвизался преподобный Нил Сорский. Он возглавил в 15 веке монашеское
движение нестяжателей, выступавших за отмену монастырской собственности.
Когда я вместе с Алексеем Сосной посетил Нилову пустынь летом 2002 года, там
был интернат для душевнобольных, сохранившийся ещё с советских времён.
Мареотис – озеро в Египте, в дельте Нила. К нему примыкает пустыня, которую,
начиная с 5 века, населяли христианские отшельники.
* * *
В травостое скрежет стригущих стрекоз
подсекает мысли мерцание.
Тянется святое бесстыдство цветов,
выставив цветное бесстрастие, —
выставив бесчувственный аромат
в инородный мир вожделений,
как сокрытый в капсуле астронавт
в не антропоморфной вселенной...
Вот и ты безгрешен, поэт. Вот и ты,
тайный безучастный участник,
в роскоши звучаний остался святым
при своих безмолвных задачах.
август 2002
______________________________
Антропоморфизм (от греч.antropos – человек и morpho - вид), уподобление
человеку, наделение человеческими психическими свойствами
предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных,
мифических существ (БСЭ).
Точнее было бы сказать «в не антропной» - вселенная, не предназначенная
для обитания человека (не отвечающая антропному принципу).
* * *
Ты здесь, моя богобоязнь.
Куда мне от тебя?
Творю свой жест, несу свой ямб,
смиряясь и терпя.
Заслуга клоуна мала:
смеется, весь в говне.
Но что поделаешь? — луна
опять стоит в окне.
март 2002
Отрывки из патериков
1. Лойола
Жил рыцарь — бедный, молодой
по имени Игнат.
Был с детства беден головой,
но сердцем был богат.
Когда в Наварру ворвались
французские войска,
испанцы с ними так дрались,
как будто там Москва.
Игнат сражался за троих,
но галльское ядро
упало рядом, раздробив
воителю бедро.
В страну видений и молитв
ушел герой-Игнат, —
душой и телом инвалид,
но волею — гигант.
2002, январь
2. Де Шарден
Сидит Тейяр-иезуит
в дипломатическом поселке.
Вдали летают бомб осколки,
Пекин за шторами снует.
Обломками палеолит
наполнил ящики посольства,
в блокаде каменно безмолвствуя,
пока воюет самолет
и падает Экзюпери,
дымя хвостом на горизонте.
1987,октябрь
3. Св. Афанасий (Сахаров)
Сидит владыка
на троне власти,
плетет из лыка
всей зоне лапти.
Христа прославьте.
А прежде, было,
таскал и бревна,
копал могилы,
возил и говны
с молитвой умной.
Его улыбка
цингой побита.
Подмел владыка.
В бараке чисто.
Поет у печки
кондак крещенский.
В цинковом кубе
льда тает глыба.
Поет и крутит
крестом владыка
святую льдину.
февраль 1986
___________________________
Объединено в единый цикл в 2002 году.
Епископ Афанасий Ковровский (Сахаров) относился к церкви т. н. «непоминающих»,
представлявшей собой оппозицию с 1928 по 1946 год Московской патриархии.
Во главе официальной церкви тогда стоял митрополит Сергий, который под давлением
КГБ совершил ряд недопустимых нарушений канонов управления Церковью.
Все «непоминающие» жили на нелегальном положении и преследовались
советской властью с особенной жестокостью. Афанасий Сахаров провел в лагерях
и ссылках с небольшими перерывами в общей сложности более двадцати лет.
После освобождения в начале 50-х возобновил общение с Московской патриархией,
которую тогда уже возглавлял Поатриарх Алексий и призвал к такому общению
своих духовных детей, но сам уже не служил, живя на покое в Петушках
Владимирской области, где и умер в конце 50-х годов. В начале 90-х годов
он был канонизирован, мощи его были открыты и перенесены в собор Владимира.
ЭПИТАФИЯ
Был миловиден и смел
кроток и велеречив,
Он вертолетом владел,
а человеком – почти
Сколько проторил он троп
Я даже подозревал,
Все же зарыт его гроб
Кто его плоть разорвал? –
Так и зарыт его прах
Путник, хватит глазеть, –
Я остаюсь между фраз
так и присутствую здесь,
2002
_______________________________
Прототипа героя не существует.
* * *
От меня не осталось секретов
в твоей жизни, моей и чужой.
Угости же теперь сигаретой,
выпьем водки, читатель родной!
Что тебе рассказать? — Погадаю.
Покажи молодую ладонь.
Да, не очень она молодая.
Так что думай, читатель родной.
Не хотелось бы обескуражить.
Ты уверен в себе? — Так изволь:
Вижу слабость твою, вижу тяжесть,
вижу хаос, читатель родной.
Эта тяжесть, что копится в звездах,
равновесные строит миры.
Эта слабость, пролитая в космос,
вечно движет загадку игры.
Этот хаос — фрактал безмасштабный,
беспонтовый фигляр площадной.
Он же наш и палач беспощадный.
Все так просто, читатель родной.
декабрь 2002
_______________________________
Невольная стилизация под Кибирова.
ПОДРАЖАНИЕ БОНИФАЦИЮ
Какие странные бумажки!
Вся моя жизнь от них зависит:
они дают мне пить и есть.
А некоторые утверждают,
Что не вся жизнь от них зависит,
что в жизни много еще есть
необходимых элементов,
тех, что ни за какие деньги
бумажки дать не могут нам.
Вот хоть, к примеру, вдохновенье:
как много от него зависит,
а кто дать может его нам?..
Но если бы я был голодный
или, допустим, был бы трезвый,
едва ли б это вдохновенье
пришло… Или – наоборот?..
А некоторые утверждают,
что именно наоборот вот:
что к самым именно голодным
оно приходит каждый день…
Ну, это, я сказал бы, слишком!..
март 2002
___________________________
Я не знаю, в чём здесь подражание, но чувствую, что оно есть.
Наверное, в какой-то интонации.