"Культурный слой" актуализирует в контексте фрагмента несколько значений слова культурный.
Во-первых, значение культурный 1 – 'слой земли, образующийся из органических и строительных остатков на месте человеческих поселений' – от культура 1-2 'совокупность археологических памятников'.
Это значение актуализируется присутствием бульдозера и устоявшимся словосочетанием культурный слой земли, некоторые виды которой упомянуты в контексте: торф, перегной, глины.
Во-вторых, актуализируется значение культурный 4 'связанный с распространением культуры, просвещения' образованное от культура 2-3 'сфера человеческой деятельности, связанная с областью искусства, просветительской деятельностью' или от культура 2-5 'просвещённость, образованность, начитанность'.
Это значение подчёркивается тем, что входит в культурный слой (можно понимать его как подкорку (слой!) мозга) человека и общества: "корни сросшихся слов" – язык, "библейский торф" – религия, "перегной былин" – история.
Эти три составляющие, кроме культуры, могут символизировать и литературу.
"Рыжие безродные глины" символизируют то, что человек (шире – общество, народ) утратил культурную память, которая существенной частью состоит из языка, религии, истории; соответственно, не способен воспроизводить культуру.
В-третьих, в контексте выявляется значение культурный 3 'владеющий определёнными навыками поведения в обществе, воспитанный', не соотносимое ни с одним из значений слова культура, существующих в нашей схеме.
Образованность и воспитанность – вещи разные, они не всегда встречаются в одном человеке. Отдельное значение культура 'соблюдение правил поведения, принятых в обществе' словарями не зафиксировано.
Элемент контекста, соотносимый с таким толкованием: культурный слой – слой понимается как 'категория людей, владеющая правилами поведения в обществе'. Именно их и сносит бульдозер.
Это соотносится с тем, что в одном из предыдущих фрагментов "культуру слизывает свистун" – репрессивное отношение к культуре как к совокупности людей.
В-четвёртых, значение культурный 6 'обрабатываемый, возделываемый (о почве)' – слово, соотносимое скорее с культивацией, нежели с культурой.
Тем не менее, упоминание таких типов почв, как торф и перегной, употребляемых как удобрение для повышения урожая на обрабатываемых землях, актуализирует именно это значение.
Бульдозер выполняет работу, обозначенную энантиосемичной формой глагола "сносит":
1. 'уничтожает сломав, разрушив' (от снести 5);
2. 'приносит в одно место из разных мест (всё, многое)' (от снести 3).102
Становится непонятно, полезна его работа или наоборот.
При понимании, что он корчует корни и приносит торф и перегной "до [грамматическое значение цели, места] рыжих безродных глин", кажется, что работа не бесполезна.
При другой интерпретации бульдозер уничтожает культурный слой почвы вместе с торфом, перегноем и корнями "до [грамматическое значение состояния] рыжих безродных глин", где "безродных" понимается как неплодородных, на которых ничего не может расти.
Обратим внимание на то, что при подстановке первых трёх значений слова культурный никаких подозрений на энантиосемию слова сносит не возникало. Слово сносит однозначно использовалось только с компонентом значения 'причиняет вред' – в отношении археологии, цивилизации, интеллигенции, просто воспитанных людей и воспитанности как таковой.
Фрагмент 7
Она переносчица всех зараз,
культуры выеденных бацилл,
Агарь-Агарь. Ее лейбл – "Зарайск",
диагноз ей – имбецил.
3-8, 1-4, 2-3, 2-5, 3-6, 4-1.
В первую очередь, контекст актуализирует значение культура 3-8 'микроорганизмы, выращенные в лабораторных условиях в какой-либо питательной среде'.
Компоненты контекста, соотносимые с этим значением: "она переносчица всех зараз / культуры выеденных бацилл" и агар-агар – 'смесь двух кислых полисахаридов, содержащихся в клеточных стенках красных водорослей. Растворяется в горячей воде, при охлаждении образует плотный студень, применяется в кондитерской промышленности, в биологии, как основа питательных сред для выращивания клеток и микроорганизмов'103
– объединённый в одном слове путём контаминации с библейской Агарью.
Слово выеденных – с одной стороны, соотносится с агар-агаром, использующимся в кондитерской промышленности, с другой – это контаминация слова "выведенных" с фразеологизмом "выеденное яйцо" 'ничего не стоящее дело, негодная вещь'.104
Произошла лексическая замена: вместо яйца, – если полагать, что трансформированный фразеологизм присутствует в тексте полностью, но с замещённым главным словом, – присутствует бацилла. Она несоизмеримо меньше размером, чем яйцо, – соответственно, ещё менее значима.
Исходя из этой литоты, культуры (ни одно из значений слова культура) ничего не значат.
Применимы в этом контексте ещё несколько значений слова культура:
культура 1-4 'высокий уровень развития какой-либо сферы человеческой деятельности или условий его жизни';
культура 2-3 'сфера человеческой деятельности, связанная с областью искусства, просветительской деятельностью';
культура 2-5 'просвещённость, образованность, начитанность';
культура 3-6 'разведение, выращивание какого-либо растения, культивирование';
культура 4-1 'совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни'.
Последнее значение – синкретичное, самое универсальное из неспециальных (без помет археол., биол., спец.) – тоже подходит к этому контексту.
Можно обратить внимание на то, что в контексте культура соотносится со "всеми заразами" и присутствует мотив ограниченности, выраженный диагнозом героини поэмы: "имбецил". Имбецильность – 'средняя степень задержки психического развития – олигофрении: словарный запас скудный, больных не удаётся обучить счёту и чтению, можно привить элементарные трудовые навыки'.105
Фрагмент 8
Она парит над прахом культур,
беседкой рухнувшей языка.
1-4, 2-3, 2-5, 4-1, 3-8, 3-6, 3-7, 1-2.
Этот фрагмент подробно рассматривался со стороны анализа словоупотребления "язык" в 23 фрагменте словоупотребления.
Можно отметить, что прах культур – это трансформированное сочетание "парк культуры", следовательно, присутствует значение культура 2-3 'сфера человеческой деятельности, связанная с областью искусства, просветительской деятельностью'.
Прахом может стать всё – все культуры – это и культура 4-1 'совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни'; и более конкретные, предметные осмысления: культура 1-2 'совокупность археологических памятников определённой эпохи'; культура 3-7 'виды, разновидности разводимых, культивируемых растений'; культура 3-8 'совокупность микроорганизмов, выращенных в лабораторных условиях в какой-либо питательной среде'.
Можно добавить к этому и непредметные значения слова культура (с компонентом "занятие" или "состояние"); контекстом актуализируются как словарные, так и несловарные.
Словарные значения: культура 1-4 'высокий уровень развития какой-либо сферы человеческой деятельности или условий его жизни'; культура 2-3 'сфера человеческой деятельности, связанная с областью искусства, просветительской деятельностью' (упоминалась в связи с "парком"); культура 2-5 'просвещённость, образованность, начитанность'; культура 3-6 'разведение, выращивание какого-либо растения, культивирование'.
Несловарные значения: культура 'соблюдение правил поведения, принятых в обществе' (от культурный 3 'владеющий определёнными навыками поведения в обществе, воспитанный'), культура 'интеллигенция'; культура 'субкультура'; культура 'история'.
Таким образом, в последнем контексте актуализируются почти все значения слова культура, выявленные при анализе текста, как словарные, так и несловарные.
Единственное несловарное значение, никак не дающее о себе знать, но относящееся к этому контексту, – 'пьянство', которое само по себе является прахом культур и рухнувшей беседкой.
Эти сочетания можно понять как имеющие отношение к пьянству – беседка, незначительный разговор прекратился из-за того, что кто-то, участвовавший в ней, рухнул, упал от того, что слишком много выпил.
__________
102 Большой толковый словарь русского языка. СПб: "Норинт", 1998, с. 1222.
103 Большой энциклопедический словарь. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия"; СПб: "Норинт", 1998 , с. 15; подчёркнуто мной - ДС
104 Фразеологический словарь русского литературного языка в двух томах. Составитель А.И.Фёдоров, М.: Цитадель, 1997, т. 2, с. 394.
105 Большой энциклопедический словарь. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия"; СПб: "Норинт", 1998 , с. 442.