Вступительная статья
В своём обзоре «Некоторые другие» (журнал «Театр» 4, 91 г.) М. Айзенберг пишет о моих стихах: «Личное начало уходит не только из интонации, но и из стиля. У вещей Сухотина как бы коллективный автор; это род поэтического медиумизма». Статья Айзенберга тонка, и спасибо, что она вообще есть. Но вот к «уходящему личному началу» и к «медиумизму» хотелось бы внести поправку. Поэзия ведь не столоверчение, и там, где автор имеет дело с «уже произнесенным», так или иначе, словом (а что, разве бывает по-другому?), не работает ли такая «коллективность» как раз лично на него самого? «Чужое» слово, ведь его ещё сказать нужно уметь. А там посмотрим, у кого и как поведёт себя это самое начало.
Вероятно, ту же мысль об «уходе личного» имеет в виду и автор статьи о прошедшей примерно тогда же в Москве конференции по постмодернизму, появившейся вслед за ней в «Независимой Газете». Там сказано: «стопроцентные центоны Сухотина». Но и «стопроцентность» – иллюзия того же порядка.
Так что прежде всего я хотел бы заверить всех и засвидетельствовать, что «уходить» из своих сочинений никоим образом и никогда не входило в мои намерения. По-моему, не надо специально присматриваться, чтобы увидеть: стихи эти в большей их части (даже чисто количественно) составляют не цитаты или парафразы, а собственно авторская речь. Аллюзии интересуют меня лишь в той мере, в которой на них может быть построена поэтическая речь. Она просто опирается на «то, что уже сказано» (кстати, точно так же она часто опирается на визуальные структуры текста как на выразительное средство).. Сознание же относительности, зыбкости всего «старого» и «нового» в искусстве особенно ясно выражено у Мандельштама:
Всё было встарь, всё повторится снова,
И сладок нам лишь узнаванья миг.
(Tristia)
Но это не сознание финала. Иллюзорность «старого-нового» не отрицает «подлинного-неподлинного». Есть сущностное и несущностное, есть даже несущественное, и граница здесь как раз безусловнее, может быть, чем где бы то ни было. Л.Липавский, например, целый словарь хотел составить из сущностных значений вещей и понятий.
Таким образом, поэтическая речь, опирающаяся на аллюзии, отнюдь не отменяет отношений между автором, читателем и тем, что написано. Она лишь несколько смещает слишком, может быть, привычные для них и оттого стирающиеся акценты. Причём смещает их очень направленно: в сторону не устного, но именно письменного слова.
За точку отсчёта берётся книжность. Разговорная же речь вступает с ней при этом в совершенно особую взаимную зависимость. Оказывается, что о чем бы тогда ни шел разговор, он может служить неизменным поводом выяснения принципиальных, с моей точки зрения, для поэзии, как и вообще для искусства, отношений: кто, как и при каких обстоятельствах сказал (написал), говорит (пишет) или мог бы это сказать (написать)? В самом деле, кому: Пушкину с Лермонтовым, Ли Бо с Ду Фу или автору этих строк следовало бы приписать данное высказывание:
Ведь, Мурка
светит
свет,
и время
временит...
Ли Бо сказал:
«Печаль полна тобою».
Пишу
в ответ ему
с Ду Фу
как на духу:
«Не жду от жизни
ничего я».
На каком основании мы в конце концов отдали кому-то из них предпочтение? То есть речь, собственно, о диологической природе речи.
Так очерчивается уже имеющий, как и центоны, название, отнюдь не являющийся никаким изобретением жанр. Это маргиналии, записки на полях книги, то, что пишется по поводу только что прочитанного, сопоставляется с ним. Борхес предлагал вместо многочисленных писательских обществ организовать одно «Содружество Читателей». Книга – вообще сущностное культурное понятие. Евреи, например, учат, что каждый человек – буква в книге жизни, и он должен вписать хотя бы одну букву в Тору (имеется в виду свой способ её прочтения и интерпретации, какое-нибудь своё особое наблюдение, но только сущностное). Ясно, что Тора здесь понимается широко, а не только как предмет из пергамента или бумаги, покрытой типографской краской. Этому есть и очевидное подтверждение в одной из агадот, где утверждается, что Тора была до сотворения мира: Творец смотрел в Тору и творил мир (р. Хошайя в «Берешит Рабба»). Еврейская книжность вообще вся маргинальна. Заглянуть хоть в Гемару, хоть куда угодно, – всё уточнения, комментарии к уточнениям, добавления к комментариям к уточнениям и т.д.: рамка в рамке.
Что же до центонов, то до 85 года, когда я случайно нашел это слово в словаре иностранных слов и сразу узнал в нем название тому, что меня интересует в искусстве, мне этот термин ни в какой критической литературе днем с огнем и не попадался. Так что я, наверное, должен извиниться, но у меня и по сей день сохраняется впечатление (возможно, ошибочное), что я же и ввел его в литературный обиход. Стихи, впрочем, такие как «Люблю тебя, Петра творенье...» В. Некрасова, были, конечно, известны. Как бы то ни было, но в том, что сегодня часто называют центонностью, имея в виду не только литературную (по определению жанра), но вообще любую цитацию «общих мест» сознания и языка, обеспечивающую неповторимость чуть ли не всей новейшей русской поэзии, – в этом, по-моему, очень мало общего с той самой неповторимостью, и уж едва ли что-то – с тем, что я этим словом для себя обозвал 10 лет назад, да и сейчас называю. Тут все дело в том, кому и зачем центоны понадобились. Если только для того, чтобы оранжировать и без того коснеющую художественность в той системе отношений между автором, читателем и текстом, которую автор в самом ее принципе оживлять ничем не заинтересован, то, может быть, естественней было бы обойтись без подобных украшений?
Ведь центонность, как и маргинальность – общие свойства, присущие всей русской поэзии. Их можно проследить буквально на всём её протяжении. Например, аллюзия к «Вечернему размышлению о Божием величестве при случае великого северного сияния» Ломоносова в элегии Батюшкова «К другу» и их связь со стихотворением Мандельштама «На страшной высоте блуждающий огонь». Ещё примеры: поэма О. Седаковой, написанная по канве легенды о Тристане и Изольде или роман-комментарий В. Набокова «Бледный огонь».
Но мне интересно понять каждое из этих свойств как качество своего жанра. Насколько эти жанры индивидуализируемы – можно спорить. Всё же я убеждён, что жанр складывается и выявляется отнюдь не из спиритических сеансов и не из сообщений ТАСС, где «личное уходит из стиля» (куда? В пятки?), но лишь вопреки такой иллюзорности отсутствия. Чувство жанра – это вообще прививка против всех подобных «уходов», которые следовало бы назвать тем, чем они в прямом смысле и являются, а именно «немотой».
Вот, например, стихи такого неповторимого лирического поэта как М. Соковнин. Куда уж, казалось бы, более общее качество, чем простое перечисление, номинация (которая и до него была в чести, особенно у обэриутов). А ведь именно он увидел в нём жанр, начал писать и так назвал, что теперь вообще поэтические перечисления хочется называть «несоковнинскими предметниками».
М.С.
ЦЕНТОНЫ
Встать! Суд идёт. Ничего, собственно, не происходит, но нет никаких гарантий.
Сесть! Посвидетельствуйте за меня, я не хочу садиться.
Встать! 1985. Москва. Осень.
Сесть! Помилуй Боже.
Встать! Тяжело мне, замирают ноги, друг мой милый, видишь...
Сесть! На севере диком я стою совсем одиноко...
Встать! Помедли, помедли, вечерний день, помедли, помедли...
Сесть! И только и свету...
Ничего, собственно, не происходит, но тянется след кровавый.
По сырой траве суд идёт. Москва. Осень.
Встать! Не с теми я, кто бросил землю, нет, не с теми...
Сесть! Их уехали целые тыщи, целые тыщи...
Встать! Кончено время игры, кончено время...
Сесть! Бессмысленно и беспощадно, бессмысленно и беспощадно...
Встать! Я прошу как жалости и милости, жалости и милости...
Сесть! Но надо жить без самозванства, без самозванства...
1985. Москва. Осень.
Ничего, собственно, не происходит, но нет никаких гарантий.
Встать! Тесней, чем сердце и предсердье, сердце и предсердье...
Сесть! Ты мимо проезжаешь в «Чайке», друг мой милый...
Встать! Вот тот мир, где жили мы с тобою, жили мы с тобою...
Сесть! Вечности жерлом пожрётся, вечности жерлом пожрётся...
Встать! Сквозь дрожащие пятна берёзы, пятна берёзы...
Сесть! Та, к которой тяга, та, к которой тяга...
Суд идёт. По долинам, собственно, и по взгорьям.
След кровавый стелется по сырой траве. Tuba mirum.
Встать! Чтобы не было мучительно больно, мучительно больно...
Сесть! Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный...
Встать! Он всем нам общим памятником будет, общим памятником
будет...
Сесть! Эка пакость внутри накопилась, внутри накопилась...
Встать! Нам хотя б до смерти собственной, хотя б до смерти...
Сесть! Слабеет жизни выдох...
Всё темней, темнее над землёю, друг мой милый.
Замечаешь ли мой красный шарф и жёлтые ботинки?
Встать! Я гражданином быть обязан, гражданином быть обязан...
Сесть! Да я и не скрываюсь, я и не скрываюсь...
Встать! Если бы меня враги наши взяли, враги наши взяли...
Сесть! Пусть горит моё окошко, горит моё окошко...
Встать! Кончается речь – эхо, эхо, эхо...
Сесть! Качается маятник – только обещанье, только обещанье...
По долинам и по взгорьям суд идёт, друг мой милый.
Посвидетельствуй хоть ты за меня: я не хочу садиться.
Встать! Господи, когда пожелаешь взять меня, пожелаешь взять меня...
Сесть! Душа моя, ох, ты родная, ох, ты родная...
Встать! День молитвы и печали, молитвы и печали...
Сесть! 1985. Москва. Осень.
Встать! День молитвы и печали, молитвы и печали...
Сесть! Сердце и предсердье, сердце и предсердье...
Мы говорим Л, подразумеваем П (не Пушкин)
мы говорим П, подразумеваем Л (не Лермонтов)
мы говорим не Лермонтов, подразумеваем Лета, Лорелея
мы говорим одну сонату вечную, подразумеваем одну молитву чудную
мы говорим жизнёночка и умиранка, подразумеваем дитя и страсти
и сомненья
мы говорим кремнистый путь из старой песни, подразумеваем выхожу
один я
на дорогу.
Мы говорим выхожу один я на дорогу
подразумеваем семейный разлад, Тарханы, бабушка
мы говорим сквозь туман кремнистый путь блестит
подразумеваем вызов свету, кавказская ссылка, болезненная
мнительность
мы говорим ночь тиха, пустыня внемлет Богу
подразумеваем силы необъятные, приезд друга, уязвленное честолюбие
мы говорим и звезда с звездою говорит
подразумеваем дуэль, смерть, гроза.
Мы говорим всё темней, темнее над землёю
подразумеваем дипломатическая миссия в Турине, непринуждённое
остроумие
мы говорим улетел последний отблеск дня
подразумеваем Мюнхен, Гейне, Шеллинг
мы говорим вот тот мир, где жили мы с тобою
подразумеваем смерть Элен, отчаяние, мания присутствия
мы говорим Ангел мой, ты видишь ли меня
подразумеваем паралич, смерть, гроза.
Мы говорим на меня уставлен сумрак ночи
подразумеваем московская интеллигенция, Скрябин и Рубинштейн
мы говорим тысячью биноклей на оси
подразумеваем новая энергия, Шекспир, Гёте, Союз Писателей
мы говорим если только можно, Авве Отче
подразумеваем Нобелевская премия, письмо Хрущёву, безвыходность
мы говорим эту чашу мимо пронеси
подразумеваем Переделкино, смерть, гроза.
Мы говорим гроза
подразумеваем ох, родная, родная земля
мы говорим гроза гроза
подразумеваем Лимонов скажет, а я молчит
мы говорим гроза гроза гроза
подразумеваем вспомни об авторе
мы говорим гроза гроза гроза гроза
подразумеваем но скоро, скоро
Мы говорим П (не Пушкин), подразумеваем Л
мы говорим Л (не Лермонтов), подразумеваем Лоретти (Робертино)
мы говорим Лоретти, подразумеваем гул затих, и вот он вышел
на подмостки
мы говорим Робертино, подразумеваем голос сломался, голос сломался
мы говорим o dolce Napoli, подразумеваем вой волчий на поле
мы говорим bell'armonia, подразумеваем белая армия, белая армия
мы говорим Santa Lucia, подразумеваем сам-то ты не лучше, сам-то
ты не лучше
Гораций: Exegi monumentum aere perennius
Ломоносов: И я себе воздвиг такой же monumentum
Гораций: Regalique situ pyramidum altius
Ломоносов: И мой вот точно так же pyramidum altius
Гораций: Sume superbiam quaesitam meritis
Ломоносов: Quaesitam meritis, о муза, sume superbiam
Гораций: E mihi Delphica lauro cinge volens Melpomene comam
Ломоносов: Cinge volens мне, мне, Melpomene comam
Не говоря уже о том,
что Аполлин на Геликоне,
что быстрый разумом Невтон,
и дщерь бессмертия на троне,
что телескоп, полемоскоп,
сокровищ новая Индия,
что Днепр, Волга, Лена, Обь,
Академия, Поэзия...
Ломоносов: Я знак бессмертия себе воздвигнул
Державин: А я памятник себе воздвиг чудесный, вечный
Ломоносов: Превыше пирамид и крепче меди
Державин: А мой металлов твёрже он и выше пирамид
Ломоносов: Взгордися праведной заслугой, муза
Державин: А ты, моя, гордись заслугой справедливой
Ломоносов: И увенчай главу дельфийским лавром
Державин: Нет, ты чело венчай зарёй бессмертья
Не говоря уже о том,
что молньи блещут над водами,
что солнц златых огнистый сонм
вселенной движется путями,
что всё падёт и пропадёт,
телесный панцырь всех червь сгложет,
что глас пиита не умрёт,
а нам ничто уж не поможет...
Державин: Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный
Пушкин: А я памятник себе воздвиг нерукотворный
Державин: Металлов твёрже он и выше пирамид
Пушкин: Зато к моему не зарастёт народная тропа
Державин: О муза, возгордись заслугой справедливой
Пушкин: А лучше всё-таки веленью Божью будь послушна
Державин: Чело твое зарёй бессмертия венчай
Пушкин: Это уж как изволишь – ты только не оспаривай глупца
Post Scriptum.
Хор имени Пушкина: ПМТНК СБ ВЗДВГ НРКТВРН...
Гораций: ЕУ-Е-ААЕ-АОАЯ-ОА!
Хор имени Пушкина: ВЗНСС ВШ Н ГЛВ НПКРН...
Гораций: АЕАИОО-ОА!
Хор имени Пушкина: ВЛН БЖ МЗ БД ПСЛШН...
Гораций: ОИЫ-Е-АА-Е-ЕУЯ-ЕА!
Хор имени Пушкина: ХВЛ КЛВТ ПРМЛ РВНДШН...
Гораций: И-Е-ОАИА-УА!
1985
Так провожают пароходы
совсем не так, как поезда...
Сидим у моря, ждём погоды...
С звездой прощается звезда:
«Пока, пока, Никита Феликсч!
Нам не нужны рубли и мелочь:
пройдя до половины путь,
пора забыться и уснуть...
А здесь останется аптека,
стоянка, улица, Рошаль...
Ничуть нам прошлого не жаль:
жизнь, тскть, утешит человека.
Блажен кто посетил сей мир,
он до сих пор струит эфир...
Сей мир! Как полонез – Огинский,
Сей мир! я всё твержу своё:
Сей мир! наб. Сены, кварт. Латинский,
Сей мир! Гранд Опера, Шайо,
Сей мир! Клюни, Ситэ, Сорбонна,
Сей мир! Бюсси, Бобур, Гаронна,
Сей мир! Бурже, де Голль, Орли,
Сей мир! Лувр, Термы, Тюильри,
Сей мир! Бастилья, пл. Вогезов,
Сей мир! хр. Сакре Кёр, Монмартр,
Сей мир! Бове, Версаль, Дрё, Шартр,
Сей мир! дворец Мари-Терезы...
Сей мир! Сей мир! Булонский лес.
Сей мир! Сей мир! кл. Пер Лашез.
Идея смерти очень многим
не открывается никак...
Застав себя на полдороги
забредшим в сумрачный овраг,
я в жизни целыми ночами
скорблю над разными вещами...
Застав себя на полпути,
зову: «О, время, погоди!»
В чём смысл жызни, а, Никита?
Я сделал две шаги напра...
и вот опять во всём неправ,
но это я неправ, а ты-то!
Я сделал две шаги назад...
Вперёд, вперёд, Вам говорят!
Вперёд! Как «Думу» – Украинка,
Вперёд! твержу что и сперва:
Вперёд! Ю.Цезарь, Меровинги,
Вперёд! Карл, Хлодвиг, Валуа,
Вперёд! Двенадцатый Людовик,
Вперёд! Тринадцатый Людовик,
Вперёд! Столетняя война,
Вперёд! Тридцатилетняя война,
Вперёд! Бурбоны, Мазарини,
Вперёд! термидор, переворот,
Вперёд! брюмер, переворот,
Вперёд! Наполеон в пустыне...
Вперёд! Вперёд! Монджой! Монджой!
Вперёд! Вперёд! Аой? Аой.
Мой дядя самых честных правил.
Земную жизнь свою пройдя,
он на дуэль меня направил,
и там я выстрелил в тебя...
Ты тоже выстрелил навстречу...
Что было дальше – не отвечу,
что будет – тоже не скажу,
но я у чьих-то ног сижу,
а ноги мне: «Послушай, дядя,
Москва французу отдана
и будет век ему верна
в регалиях и при параде...»
Но suum cuique ведь, Никит,
пока здесь кто-нибудь сидит.
Пока! Как Оттюшнальд на дрейфе,
Пока! твержу один вопрос:
Пока! действительно ли Эйфель?
Пока! Мансар или де Бросс?
Пока! Далу «Триумф Силена»,
Пока! колонна Гондуэна,
Пока! Гарнье, Дюбюиссон,
Пока! Суффло, Котт, Пенгюссон,
Пока! д'Анжер «Великим людям...»,
Пока! Висконти, Лемерсье,
Пока! Фонтен, Ле Карбюзье,
Пока! всё сходится на Рюде...
Пока! Пока! Жан Пьер Бланшар.
Пока! Пока! Воздушный шар.
Громоподобная стихия
явила нам лицо огня...
Припомним схватки боевые,
на полпути о тех скорбя,
кого уж нет и кто далече...
Куда ты, гордый человече?
Повсюду прах один и тот ж...
Но ты без шляпы, без калош
стоишь один в пальто осеннем,
воспоминая на углу
Адмиралтейскую иглу,
дымок костра и невезенье...
Ура! Велик и страшен Росс...
Читатель ждёт уж рифмы «роз».
Не жди! Как што-то Руставели,
Не жди! я всё твержу своё:
Не жди! тетраэдр в Карусели,
Не жди! «пюс», Аристид Майоль,
Не жди! пожары, катаклизмы,
Не жди! музей импресьонизма,
Не жди! Людовик, Же-де-Пом,
Не жди! Оранжери, Карпо,
Не жди! Морис родные братья,
Не жди! Куазевокс, Г Кусту,
Не жди! ещё вот Н.Кусту,
Не жди! Ангье родные братья.
Не жди! Не жди! Ленотр, Перро.
Не жди! Поблизости – метро.
В минуту горького унынья
я обхожу родимый край,
влача поломанные крылья
через большой неурожай...
Но ты лети, Никита Феликсч...
Из пепла возрожденный фениксч
уже nel mezzo del cammin,
лети и ты за ним, за ним,
туда, где даль морей синеет,
туда, где ветерок да я,
где справедливость – нам судья,
где долг сквозь иней зеленеет...
Прости, я чахну день от дня...
Лети, не забывай меня.
Лети! Как няня у кивота,
Лети! я всё твержу одно:
Лети! Делакруа «Свобода»,
Лети! Энгр, Добеньи, Коро,
Лети! Дега, Моризо Берта,
Лети! Липшиц (родня Альберта),
Лети! Клуэ, Ватто, Шарден,
Лети! Ван Гог, Бернар, Гоген,
Лети! Пикабиа, фовисты,
Лети! Брак, Арп, Леже, Мане,
Лети! Дюшан, Дерен, Моне,
Лети! Сезанн, пуантелисты.
Лети! Лети! Андре Массон.
Лети! Руссо и Пикассо.
Вчера, как прежде, захотелось
зайти в тот яблоневый сад...
Здесь – чайка на песке пригрелась,
там – волны на бегу шумят...
Полжизни – прочь, как мы расстались,
но ощущения остались...
Напоминают мне оне
вечерний пир в родной стране:
среди увенчанных цветами
ничьи так глазки не блестят,
ничьи так щёчки не горят
над оживлёнными устами,
как у тебя, мой нежный друг:
ты в окружении подруг.
Подруг! Как конницу – Малевич,
Подруг! я подаю пример:
Подруг! Сен-Сир, Фурнье, Тишкевич,
Подруг! Перрен, Даву, Жубер,
Подруг! Ней, Богарне Евгений,
Подруг! воитель на Елене,
Подруг! Макдональд, Ожеро,
Подруг! Гранжан, Мортье, Моро,
Подруг! Мармон Рагузский герцог,
Подруг! Самсон, Фок, Лемонье,
Подруг! Клебер, Леклерк, Бовье,
Подруг! Массена Риволийский герцог...
Подруг! Подруг! Мюрат король.
Подруг! Подруг! Ген. Шарль де Голль.
Кто б ни был ты: рыбак, учёный,
поэт, спортсмен, филателист –
кипит наш разум возмущённый,
но взгляд и шаг наш прям и чист...
Вот твой кипит свободный разум
(как много нас вскипело разом!),
и мой на полпути кипит,
кипит и тихо говорит:
«Пройдут века, ты станешь песней,
и обновлённая страна
увековечит имена
детей Любви, Добра и Чести...»
Любовь, Никита Фельксч, и кровь
своих детей узнают вновь.
Детей! Как лошадь в Пржевальске,
Детей! я все твержу своё:
Детей! Гильом Дюк Аквитанский,
Детей! Кро, Теофиль де Вьё,
Детей! Пруст, «Феникс» Элюара,
Детей! Бодлер, Сандрар, Шар, Тзара,
Детей! Камю, Сартр, Дюамель,
Детей! Виан, Габриэль Марсель,
Детей! Кёно, де Ноай Анна,
Детей! Экзюпери, Перек,
Детей! ещё 100 человек,
Детей! «Аполлинер» Дюшана...
Детей! Детей! Дада, Да-да.
Детей! Соссюр и Деррида.
Я здесь валялся на песочке,
мне был братишкою прибой...
Нас взяли всех по-одиночке
на полдороги, Боже ж мой...
Всё было вежливо и чисто:
Свинья канал под гармониста,
и Рыба с пушкой на часах,
и я с слезою на глазах...
Теперь куёт наш молот тяжкий,
а ты оденешь корольки,-
беги, Никита Фельксч, беги,
мы за тебя поднимем чашки,
а не успеем,– что ж, пустяк...
Нам всё ж тки хочется вот так.
Пусть так! Как «Царская Невеста»,
Пусть так! во мне гудит труба:
Пусть так! «Плэй бой», «Луи», «Юнеско»,
Пусть так! «А суивр», «Фото», «Биба»,
Пусть так! чернобыльцы в «Неделе»,
Пусть так! Сорокин в «Монде», «Элле»,
Пусть так! «Премьер», «Минют», «Зюйд-Вест»,
Пусть так! «Ле Фигаро», «Экспресс»,
Пусть так! «Экип», «Эко Саванны»,
Пусть так! «Мюзик», «Либерасьон»,
Пусть так! «Виталь», «Эдюкасьон»,
Пусть так! «Эко» (но не саванны)...
Пусть так! Пусть так! «Гудок» и «Труд».
Пусть так! Пусть так! Не перетрут.
Теперь вот я скажу, не Тютчев,
не Фет, не царь и не герой:
страницами на всякий случай,
на всякий, стало быть – любой:
на случай первого свиданья,
на случай позднего прощанья –
как хочешь, это назови,
но только помни, mon ami:
давным-давно, беды не зная,
на полдороги Mouzaпa
жила старинная семья,
а где сейчас живёт – не знаю...
Увидишь девочку мою –
скажи, что я её люблю.
Скажи! Как Розанов у церкви,
Скажи! я вижу далеко:
Скажи! Ян Дьюри энд хиз блэкфит»,
Скажи! Мадонна, Митсуко,
Скажи! Би-фифти ту, Бэд Мэннерс,
Скажи! Секс Пистолс, Диво, Мэднесс,
Скажи! Клэш, Рэймонс, Карс, Полис,
Скажи! Лу Рид, Красс, Блонди, Скуисс,
Скажи! Рэно – не Элис Купер,
Скажи! Матт Бьянко, Токинг Хэдз,
Скажи! «Sid Vicious isn't dead!»
Скажи! и Кеннеди не умер...
Скажи! Скажи! «Я меломан».
Скажи! Скажи! Дюран Дюран.
В краю дюшановской Джоконды
нам жить, известно ведь, не век...
Нас лечит ядом анаконды
какой-то старый туарег...
SILENTIUM на суахили,
по улицам слона водили,
свистела пленная змея,
но так рекла сыра-земля:
«Стоит на севере в печали
одна далёкая сосна...
Налить, что ль, красного вина
за полдороги и так дале?..»
Ей отвечала тень ветвей
над бедным мной: «Ну, что ль, налей...»
Вина! Как в Кондровобумпроме,
Вина! я – Сясьский ЦБК.
Вина! Мордва, якуты, коми,
Вина! + весь состав ЦК,
Вина! корейцы, ифугао,
Вина! французы, мяо, яо,
Вина! ацтеки, лопари,
Вина! туземцы, дикари,
Вина! минангкабау, тараски,
Вина! алаколуф, бобо,
Вина! фанг, русские, гого,
Вина! бушмены, кхмеры, баски...
Вина! Вина! Я сикх. Ты сикх?
Вина! Вина! Кто псих? Я псих?!
Сказать по совести, Никита,
полжизни пройдено уже,
но многое ещё сокрыто
на полдороги в мираже...
Я видел сон: в туманном свете
мы все дремали на лафете,
и ты, беспечной веры полн,
ты, кормщик, спал и видел сон,
как вышел месяц из тумана,
и как нас много на челне,
и как тебя пою во сне
с одной из барж-я-караванов,
плывя в надзвёздные края...
Земля, Никита Фельксч, земля!
Земля! Как мне сурок – Бетховен,
Земля! так я тебе – сурок.
Земля! Кит, Ящерица, Овен,
Земля! Конь, Лев, Единорог,
Земля! Корона, Треугольник,
Земля! запомнит каждый школьник:
Земля! Лисичка, Рак, Жираф,
Земля! Рысь, Ворон, Пёс, Журавль,
Земля! Медведица большая,
Земля! Кентавр, Скорпион,
Земля! Дельфин, Телец, Дракон,
Земля! Медведица меньшая...
Земля! Земля! Пегас, Насос.
Земля! В чём дело-с? Ничего-с.
Никит, я очень очень знаю
как просто просто уезжать,
о чём тебе и лепетаю,
о чём и всем хочу сказать,
на голос, шуму вод подобный,
переложив мотив свободный:
«Друзья, давайте все умрём...»
Давай. Но мы с тобой живём,
на полдороги под чинарой
располагаясь на ночлег...
Пусть слаб и жалок человек,
но всё ему даётся даром:
винцо в груди, и в жажде – весть:
Бог есть, Никита Фельксч, Бог есть.
Бог есть! Как Бархударов – корень,
Бог есть! твержу, что твой Крючков:
Бог есть! что, либо, нибудь, кое,
Бог есть! значение основ,
Бог есть! состав инфинитива,
Бог есть! ва, ова, ива, ыва,
Бог есть! уж, замуж, невтерпёж.
Бог есть! Толку? Толчёшь. Тку? Ткёшь.
Бог есть! Зависеть, гнать, увидеть,
Бог есть! услышать и вертеть,
Бог есть! не обижать, терпеть,
Бог есть! уж лучше ненавидеть...
Бог есть! Бог есть! Смотреть, держать.
Бог есть! Бог есть! Дышать? Дышать.
1986