Едва попав в Интернет, погуляв недельку другую по его бесконечно разветвленным коридорам и поглядев на бесконечные "Странички наших пользователей" на серверах самых разнообразных фирм, я задумался: почему все уже имеют свои веб-странички, а у меня, такого талантливого, такого умного и хорошего, ее до сих пор нет?
А тут еще вопросы читателей, зрителей, слушателей: "Александр, у вас есть своя веб-страничка?" "Как, у вас нет своей веб-странички?!"
И правда, чего это у меня нет своей веб-странички?! Стыдно!
Задача, как я выяснил, распадается на две части - изготовить страничку и разместить в сети. Есть и другие задачи - "раскрутить" сайт, поддерживать и обновлять его, но об этом в другой раз.
Сперва о самом простом - о размещении. Большинство интернет-провайдеров бесплатно размещают на своих узлах маленькие странички своих клиентов. А за большие берут деньги. Только термин "маленькие" трактуется очень по-разному. Одни считают маленькими странички объемом до половины мегабайта, другие - до двух мегабайт. Третьи все странички считают "большими".
Скажем, "Релком" (из числа "третьих") берет по 5 долларов в месяц за хранение странички размером менее 1 МБ, $15 - за странички до 5 МБ и $40 - до 40 МБ. Фирма "Cronix-Rinet", несущая почетную обязанность быть моим поставщиком доступа в Интернет (провайдером), за страничку до 0,5 МБ денег не берет, до 10 МБ берет $2 и свыше 10 - $5 в месяц. "Гласнет" страничку до 2 МБ ставит у себя бесплатно, а если она больше двух, вы платите 15 тысяч рублей за каждый мегабайт.
Что может поместиться на страницу "бесплатного" размера? На самом деле, довольно много чего. От 200 (при 0,5 МБ) до 800 страниц чистого текста. И куча картинок. Если учесть, что в Интернете картинками больше 15-20 КБ стараются не пользоваться - слишком уж они долго перекачиваются - то ясно, что картинок тоже много войдет.
Выяснив все это, и договорившись с Ринетом о том, что мне отводится адрес www.levin.rinet.ru, я задумался над проблемой изготовления самой веб-странички. О чем тут думать? - спросите вы. Да не хотелось мне, понимаете ли, изучать какие-то дурацкие "теги" языка гипертекстовой разметки HTML, на котором эти странички пишутся. Поинтересовался, сколько берут за веб-дизайн профессионалы.
"Релком" оценивает услуги своих веб-мастеров в $2 за килобайт готового материала при простой верстке, $10 при сложной и по три доллара - за каждую вставленную гиперссылку (написал a href="text2.htm" в угловых скобках и бац! - три доллара как с куста). "Rinet" не делит дизайн на сложный и простой и берет $30 за изготовление каждой веб-страницы. В "Гласнете" за верстку менее 5 страниц берут от 250 до 600 т. р., за "минисервер" (5-10 страниц) от 600 т. р. до 1,5 млн., за "миди" (10-50 стр.) - до 4 млн., а за "макси" - аж до семи лимонов.
Есть и такой остроумный способ оплаты, как почасовая. Например, в "России-Он-Лайн" час работы дизайнера стоит 100 долларов. Это здорово придумано. Чем медленней человек работает, тем больше зарабатывает для родной фирмы.
Утешает лишь то, что "при больших объемах - скидки". (А хранение странички на узле "РОЛ" ну совсем дешевое - "500 USD плюс 80 USD за каждый МБ"!)
Нет уж, решил я. Лучше сам.
Перепробовал я едва не все HTML-редакторы, какие только смог найти на компакт-дисках ("Все для Интернет", "Интернет в России" и т.д.). Начиная с Word 97 и Netscape Composer, и кончая Corel WebDesigner и Microsoft Front Page. Но такого, который позволил бы мне сделать достаточно сложную страницу (мы не ищем простых решений!), не залезая при этом "внутрь" HTML-файлов и не вводя вручную бесконечные "теги-теги", так и не повстречал.
Может просто не повезло? Может живет где-то в мире и тоскует обо мне идеальный HTML-редактор, в котором не надо ничего знать про различие между атрибутами CELLPADDING и CELLSPACING тега TABLE, про индексированные палитры графических файлов, про головную боль - совместимость страничек для Netscape Navigator со страничками для Microsoft Internet Explorer. Пощелкаешь мышкой, потаскаешь туда-сюда картинки по странице, и все сделается так, как ты хотел!..
Мечты-мечты...
Купил книжку про HTML, постепенно освоил, благо технология нехитрая. А вот как с дизайном быть?.. Какой сделать заголовок, текстовый или рисованный? Каким шрифтом? Каким цветом покрасить? Куда поставить - в центр или влево? А картинку большую сделать или поменьше? А цвет фона?..
Ох, и трудно быть дизайнером, пусть даже веб-, если ты имел по рисованию твердую четверку, а по черчению - даже и не очень твердую...
Но тут нам на помощь приходят наши талантливые друзья. Да, господа, у каждого человека обязательно должны быть талантливые друзья. Если у вас их пока нет, позаботьтесь об их приобретении.
Нарисовал я на тетрадном листке блок-схему своего будущего сайта: тут, мои статьи, тут про меня статьи, тут моя книга, тут мои стихи, тут мои песни, тут мои прочие труды... (Ну, чем не титан Возрождения?.. - гордо думал я.). И повез старому другу Саше Асманову, который с Интернетом серьезных дел раньше не имел, зато умеет рисовать. И руками, и компьютером.
Асманов только взглянул на мою бумажку и говорит: "Вот! Так и будем делать!". Сунул ее, мятую, в сканер. И через пару минут протягивает дискету: "Сделай так, как есть. Такого никто еще не делал, могу спорить!".
Я сделал все как он велел. Адекватно. Теперь на этом всем лежит, как выразился Асманов, отпечаток моей личности. Человек, впервые увидевший на своем экране эту мятую бумажку, говорит: "О!.. А это еще что такое?!"
А это отпечаток моей личности.
Впрочем, Асманов нарисовал мне и параллельную, "Красивую страничку". И на ней уже лежит отпечаток его личности. Сделать все точно по его эскизу я не смог. Много хочет.
Но было уже поздно. Его тоже проняло. Увлекся человек Интернетом. Модем новый купил. Раньше, бывало, хвастался: "Я от программирования засыпаю на шестой секунде". А теперь читает книжку по HTML и ничего, ни в одном глазу (для него и HTML - программирование).
Был человек простым художником, дизайнером, членом обоих союзов. А вырастет большой - веб-мастером станет. Как Тема Лебедев.
КОММЕНТАРИЙ в. а. Александра: Публикуя эту статью, я, кроме вполне очевидных целей, преследовал еще одну - определить процент интернетизации Москвы. Рассуждение было примерно таким.
Поскольку "Столица" - журнал не компьютерный, читателей его можно считать случайной выборкой.
Тираж довольно солидный, а значит, и выборка достаточно представительная.
Единственная компьютерная статья на весь журнал с указанием одного-единственного URL приведет к тому, что большинство людей, имеющих доступ в Сеть, придут по указанному адресу.
Поделив количество посещений, выданное мне счетчиком, на тираж журнала я и получу тот самый процент.
Результат таков: при указанном в выходных данных тираже 200 тыс. экз. и числе посетителей порядка тысячи за первую неделю после опубликования статьи (думаю, остальные 200-300 посещений за вторую и третью неделю были повторными заходами тех, кто заинтересовался содержимым), получаем, блин, всего полпроцента!..
Одно из двух, ребята: либо мы страшно одиноки во Вселенной, либо у моего родного журнала совсем другой тираж!...
Например, при вполне реалистичном предположении, что тираж составляет 50 тыс. экз., получаем также вполне реалистичные 2%.
Интересно, что по мере проведения эксперимента, я мало-помалу забыл, что собственно вычисляю - процент охвата москвича игрищами интеренетскими или тираж журнала "Столица"...
Только, пожалуйста, никому не говорите о моих расчетах. Вдруг я чего-то важного разгласил.