Ох и плохо было композитору-самоучке
еще лет тридцать назад. Жалкая ждала его судьбина. Ну на что он мог рассчитывать?
Выучиться нотной грамоте (лет за пять-шесть) и писать свои опусы крючками
на полосатой бумаге... То ли дело теперь! Теперь самоучка зазеленел, расцвел
пышным цветом, дал обильные плоды, коими насладился и сам и многих прочих
усладил. Теперь он может все -- сам придумал, сам исполнил, сам записал
(и сам слушает).
Музыку в компьютере пишут сегодня
десятки и сотни тысяч людей. Пишут собственные музыкальные заставки для
Windows. Песенки ко дню рождения мамы или друга. Компьютерные переложения
популярных мелодий, которыми обмениваются с приятелями. Записывают демо-версии
своих шедевров, с которыми потом ходят в атаку на студии звукозаписи. Пишут
рэп, техно, рэйв, и прочую му... музыку. И никого не просят помочь, все
сами.
Как и почему это стало возможно?
Купите звуковую карту, тогда и узнаете. В детском варианте это обойдется
вам в 30-50 долларов (карты типа SoundBlaster), во взрослом -- в 100-300
(Gravis Ultrasound, Turtle Beach Tropez, AWE32), и от пятисот до беско
нечности -- в профессиональном (Yamaha, Roland, Turtle Beach Pinacle, Sound
System, Audio System).
Но это еще не все. Кроме карты нужны
еще программы, "софт". С некоторыми картами (как, например, с Gravis Ultrasaund)
приходит полный набор музыкальных программ, пусть и простеньких, но вполне
работающих. Для других придется докупать. Что же и зачем надо докупать?
Часть музыкантов пользуется компьютером,
как многоканальным магнитофоном с богатыми возможностями редактирования
каждой дорожки (используя, например, 16-канальную "софт-студию" SAW). Причем
все партии играются на живых инструментах, а в компьютере л ишь монтируются
и обрабатываются.
Другие на натуральных инструментах
не играют, им хватает синтезатора, встроенного в звуковую карту. Для ввода
музыки они покупают специальную MIDI-клавиатуру (порядка 200 долл.). А
создают и монтируют компьютерную музыку в программах-секвенсерах (Cubase,
CakeWalk). На одну дорожку пишут синтетические ударные. На другую -- синтетический
бас. Потом синтетическую гитару и ф-но, а далее -- кто во что горазд: карты
имеют от сотни до полутысячи встроенных тембров.
В хороших современных секвенсерах
можно совмещать чисто компьютерную музыку с записью живых инструментов
и вокала (CakeWalk 5.0, Cubasis Audio). А возможности редактирования музыки
в них просто неограниченные. Можно двигать каждую нотку, менять ее высоту,
громкость и длительность. Можно добавлять ноты вручную -- просто мышкой.
Даже человек, абсолютно не умеющий ни на чем играть, кое-как корявыми пальцами
потыкает в клавиши (как, например, я), зато потом подравняет, поправит,
улучшит необычайно. И все это ка-ак запоет! Ка-ак загрохочет! Уй!..
Но тут все решает уже не только ваша
гениальность, но и качество звуков, которыми исполняется ваша музыка. Хочется,
чтобы звучало это все не как детский синтезаторчик-самоиграйка, а более
или менее прилично. Вы берете звуки либо из постоянной памяти звуковой
карты (это не всегда хорошо), либо из настоящего синтезатора (это всегда
дорого), либо покупаете отдельно и грузите в карту с компакт-диска. А значит,
у карты должна быть еще и оперативная память, и желательно побольше, чтобы
можно было грузить большие жирные звуки (сэмплы), и не по одному, а столько,
сколько нужно. Желательно иметь не менее 5-10 Мб памяти. А значит, прибавьте
к общей стоимости музыки 30-40-долларовые SIMM'ы памяти (их надо где-то
3 штуки, а где-то и 6).
Да и звуков музыканту, даже любителю,
нужно много. Одни и те же, из стандартного набора (он называется General
MIDI), быстро надоедают. Так что компакты со звуками покупать тоже необходимо.
Думаете, по сто тысяч?.. Нет, по 80-90 баксов!
Правда, многие сами делают сэмплы:
запишут с микрофона или даже с чужого компакта, отрежут кусок, обработают,
а потом заряжают им свою музыку -- ставят на место стандартного звука свой.
Потом и получается: ткнешь одну клавишу, а оттуда доносится: "Даду, даду!"...
И, наконец, есть такие музыканты,
которые пользуются и живым звуком, и компьютерными инструментам. Например,
создадут в секвенсере аккомпанемент, а на него накладывают вокал и, скажем,
живую гитару или скрипку. Или нарезают из чужих звуков собственный техно-компот,
добавляя его в компьютерную ритм-секцию.
Фрукты для такого компота готовят
в редакторах звука или wavе-редакторах. На... гм... нелицензионных компактах
с музыкальным софтом, которые до недавнего времени свободно продавались
в Москве, можно было найти редакторы Cool Wave, DART, Wave SE или Wave
204, Sound Forge, Wave Lab (правда, последний обычно запустить не удавалось
¤ плохо раскололи) и некоторые другие. Самыми сильными сегодня являются
Cool 95, Sound Forge 4.0 и в особенности ¤ последняя версия Wave Lab, где
все эффекты и обработки (эквалайзеры, ревербераторы) выполняются в реальном
времени. Т. е. чуть вы только крутанули регулятор на экране, а звук уже
поменялся.
Так почем нынче музыка для народа?..
Вариант нулевой -- никаких дополнительных
программ, никаких дополнительных звуков, никакой дополнительной памяти.
А значит -- звуковая карта с комплектом сосбственных простых программ,
и вся цена удовольствию - от 50 до 150 долларов.
Вариант легкий. Неплохой wave-редактор
(вроде Wave 2.0) обойдется в 80-100 долларов. Секвенсер -- примерно также,
правда, есть и совсем дешевенькие, вроде TB Stratos (который в "Мультимедиа-клубе"
продается всего за пятерку). Но и возможности соответственные. То есть,
сотню-две на стоимость звуковой карты накинь.
Вариант серьезный -- хорошая карта
и дополнительные звуки. Хороший wave-редактор стоит 2-4 сотни долларов.
Скажем, Wave Lab -- под четыреста, а с комплектом дополнительных программ-плагинов
тянет на всю тысячу. Сильные секвенсеры тоже не дешевы: CakeWalk 5.0 стоит
470, Cubase Score аж 540. А многоканальная 16-дорожечная софт-студия SAW
с эффектами в реальном времени стоит без пятнадцати 900 баксов! Да плюс
сотня-две -- память, и сотен этак несколько -- компакты со звуком, да плюс
сама карта...
Ох и плохо сегодня композитору самоучке!
Ох и дорого ему обходится святая к музыке любовь! А ведь еще до нового
года весь музыкальный софт можно было купить за сорок тире сто тысяч рублей!
А тут навводили, понимаешь, законов об авторском праве!..
КОММЕНТАРИЙ
в. а. Александра: Зря я тогда столь скептически относился к силе пиратского бизнеса. Он живет и побеждает. Глядишь переживет и нас с вами, а может и самого БГ (Билла Гейтса).