КОМПЬЮТЕРНАЯ БИТЛОМАНИЯ,
или 26 АЛЬБОМОВ BEATLES НА ОДНОМ CD-ROM'е
Никогда не мог понять фанатов, задавшихся благородной целью
собрать все песни Высоцкого. Почему-то мне казалось, что иметь у себя стоит
только лучшее из написанного знаменитым актером и певцом. А вот когда речь
заходила о Beatles, тут я как-то незаметно переходил на ту точку зрения,
что собрать необходимо все, что эти ребята написали, играя вместе. Почему
я такой непоследовательный, бог меня разберет. Наверно, любовь зла... Но
то, что "битлы" не козлы, это медицинский факт.
Всем, кто а) считает так же как я и хотел бы непременно
иметь полное собрание песен ливерпульской четверки с текстами и б) имеет
в своем распоряжении компьютер с CD-ROM дисководом, сообщаю: теперь вы
можете купить ОДИН мультимедийный компакт-диск, где записаны ВСЕ альбомы
The Beatles. Там же находятся все тексты и репродукции всех обложек.
Когда дети притащили мне от своих друзей CD #1 из серии
Rock Legends, я просто не поверил, что там поместилось всё. Решил, что
это только первый том. Но оказалось, действительно, всё. Точнее, все оригинальные
альбомы плюс несколько самых известных сборников общим числом 26 штук.
Но как же это так, спросит вдумчивый читатель. На аудио-компакт
влезает максимум 78 минут музыки. Откуда же возьмутся 24 часа непрерывного
звучания? Да еще тексты и картинки?..
Вот и я тоже, как сравнительно вдумчивый читатель, об
этом задумался. И решил прикинуть, посчитать.
Как известно всем в нашем виртуальном мире (а кое-кому,
наверно, и у вас), звук и на аудио- и на компьютерных компакт-дисках представлен
в цифровой форме. Переводится он "в цифру" и обратно с помощью аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей (АЦП и ЦАП). Чем больше разрядность
такого преобразователя, тем выше качество преобразования. Скажем, старые
звуковые карты компьютеров имели разрядность 8 бит. А сегодня большинство
карт имеет 16-разрядные преобразователи -- по 16 бит (2 байта) на каждую
точку фонограммы. Это и есть стандарт.
Профессиональные студии работают с 24- и даже 32-разрядными
ЦАП-АЦП. Но это только для своей невидимой миру внутренней деятельности
-- запасец такой себе создают. На выходе же у них обычный 16-битный звук.
Но разрядность это еще не все. Качество "цифры" определяется
также частотой, с которой снимается сигнал с АЦП. Чем чаще мы "фотографируем"
звук при переводе в цифровую форму, тем правдоподобнее будет звучать запись.
Стандарты здесь таковы. Для дешевых карт -- 11 Кгц (одиннадцать тысяч "моментальных
фотографий" в секунду), а для нормальных 22 и 44 Кгц. Причем, частота 44
Кгц обеспечивает полосу, необходимую для высококачественного воспроизведения
музыки с CD-ROM. Есть и такой профессиональный стандарт, как частота 48
Кгц, но это уж для "больших".
Итак, при стандартной 16-битной записи и частоте 44
Кгц, минута звучания займет на диске более 5 Мб (помножьте 2 байта на 44
тысячи "фоток" в секунду и на 60 сек., получите 5,2 миллиона байт). А при
стереозвуке надо все это удвоить -- ведь пишется одновременно два канала.
И получится, что одна минута идеального цифрового звука занимает на винчестере
или CD-ROM'е 10 Мб.
Вот и прикидываю я, сколько же места должно занимать
24 часа звучания? 10 Мб на 60 минут и на 24 часа равно 14 400 МБ! Еще раз,
медленно: четырнадцать тысяч четыреста Мегабайт или 14 с половиной Гигабайт!!
А ведь на компакте помещается всего 600-800 Мб. То есть -- час стереозвука
максимального качества. Где же остальные 23 часа?!
Неужели пожертвовали качеством?
Но как же я этого не заметил?!
После этого, послушав компакт еще раз, я, конечно, это
заметил. А до того, полагал, что все отлично.
Тут же полез на диск смотреть, как все это устроено.
Кроме программы-оболочки (о ней еще упомяну ниже), на компакте находится
251 звуковых файлов -- Wave-файлов,
или как фамильярно выражаются компьютерщики, "вавов". Они, эти "вавы" стандартны,
читаются любым редактором звука и даже виндоузовским Универсальным Проигрывателем
-- MediaPlayer'ом.
Ясное дело, бесплатных пряников не бывает. Создатели
диска использовали частоту 22 Кгц и 4-битную дискретизацию. Профессионал,
без сомнения демонстративно заткнет свои высокопрофессиональные уши. Эстет
скривит уста в тонкой саркастической усмешке. А все остальные ничего особенного
и не заметят! Тут Леннон поет, а Маккартни подпевает, а тут наоборот. И
гитарка Харрисона звучит вполне прилично...
Конечно, если говорить серьезно, жертва качества на
лицо. Но, как говорят шахматисты, с выигрышем темпа и стратегической инициативы.
Ведь никто не помешает использовать эту занятную штуковину, например, в
качестве справочника. И тут наиболее заметны станут преимущества компьютерной
технологии. Можно просмотреть список песен как по альбомам, так и по алфавиту.
Причем, выбрав мышкой любую композицию из списка, вы тут же увидите обложку
всех альбомов, куда она входила, а дважды щелкнув мышкой по какому-нибудь
до боли родному или, наоборот, странным образом абсолютно незнакомому названию,
тут же и услышите эту песню почти так, как она и должна звучать. Ну, разве
с некоторым поскрипыванием, как на заигранной виниловой пластинке.
Но сама программа-оболочка, в которой обитают песни
Beatles, сделана просто хорошо. Все функции можно выполнять как мышью,
так и с клавиатуры, интерфейс программы вполне дружественный, продуманный
и с дизайном тоже все очень неплохо обстоит.
В Доме Книги на Новом Арбате видел я также #6 из этой
серии (но не купил). Посвящен он другому незабываемому впечатлению молодости
-- рок-опере Jesus Christ Superstar. Кроме уэбберовского рок-шедевра на
этом компакте находятся также видео-файлы с фрагментами переведенного в
цифру одноименного фильма.
Как утверждали продавцы2,
остальные тома этой серии пока не выпущены. Нам, конечно, не привыкать
к выходу шестого тома прежде второго и пятого. Но те же продавцы утверждали,
что дело не в нехватке денег на издание остальных "легенд". Мол, просто
фирма ведет переговоры с владельцами прав на приобретение лицензий.
Ну, если лицензий!.. Ну, если прав на приобретение!..
Коли все это не только неплохо сделано, но и по закону, так можно и подождать...
А вот конкуренты не ждут. В продаже уже появились многочисленные
мультимедийные диски из серий -- "Рок-архив" и "Поп-архив", использующие
немного иные принципы (в том числе и относительно авторских прав). Есть,
кстати, и сборники Высоцкого -- 360 песен на первом компакте, и еще куча
на втором -- радуйтесь фанаты В.В.С.!..
Но об этом в другой раз.
1
А альбомов 26! Как это?..
2
Обозначенных на обложке производителей -- фирм Softel и MMB -- ни в моих
CD-ROM справочниках, ни в платной телефонной справочной 05-9 не обнаружилось.
Так что приходится верить на слово продавцам. КОММЕНТАРИЙ
в. а. Александра: Наиболее дотошные читатели
почесались немого, подумали, и принялись мне доказывать, что арифметика
в этой статье не сходится. Мол, двадцать четыре часа звука никак не получится...
Ну, не сходится, подумаешь! Просто авторами диска была произведена еще
и некоторая компресиия звука. Точно так же поступают редакторы "Столицы", компрессируя
мои бесценные мысли. Но я же не выступаю по этому поводу!.. А если вы такие
умные, пишите сами!...