Др. и Зн. Кр.
Всеволод Николаевич Некрасов



(К ТЕКСТУ "ПРАВИЛА ИСКЛЮЧЕНИЯ")

     Это часть большого текста, который делался лет 25 и больше - с начала 60-х. Делался повтором: повтор как способ составления поэтического текста прежде всего  д е м о н с т р  а ц и е й  слова. Следы этого способа и этого текста у меня во многих - и не только ранних стихах. Самый заметный - "МАЛЫЙ СУХУМСКИЙ ВАРИАНТ ПОЭМЫ" (62г), потому так и названный, что текст я для себя называл   п о э м а. Или - "словарь". Да он и есть, пожалуй, ритмический словарь. И долго - года три - я придерживал, жалел выделять в отдельный текст "свобода есть свобода есть... свобода есть свобода".
     Сейчас словом "проект" называют просто вообще все подряд, отчего смысл у слова естественно испарился. Тогда слово так не мелькало, но вся задача этого текста в том и состояла, чтобы находить баланс между именно что проектом (концептом - тогда слово тоже еще не в ходу) текста и реальным текстом. Собственно говоря, в виде текста должен был как бы оформиться не больше не меньше, как активный словарь автора. И наиболее активная часть пассивного - скажем так; активизируемого словарного запаса. То, что в голове под рукой. Что знаю, как сказать, и готов услышать. Для чего надо было на слух, на зуб, повтор и отбор внимательно перепробовать что-нибудь несколько десятков тысяч слов. Никуда не денешься. Не знаю, взялся бы я за такую задачу, представляй я ее себе так ясно тогда, как сейчас излагаю. Но я подходил к делу практически: я видел свой способ писать стихи. Больше того: считал, что я и открыл такой способ. И это было тогда то, что и было надо.
     Но доказать это толком, достаточно реально, а не в принципе - в проекте, в концепте - так не получалось лет десятка два или три с перерывами... Эта словесная масса разбухала и шевелилась буквально - масса настриженных полосок со словами. Она было выжила, выдавила из помещения Аню, за ней и меня - так что жилище наше никак в себя не придет и по сию пору... Меня выжила к Эрику и Олегу в мастерскую - но и там, на просторе, с делом я не справился. Собственно, справиться бы я мог в любой миг - волевым решением. И где-то около 70 года на свет явился бы достаточно диковинный и довольно обоснованный текст-ряд внушительной длины: слов-строк сколько-то тысяч. Наверняка обратил бы на себя некоторое внимание во все тех же узких кругах, но, боюсь, читать-слушать его мало бы кто стал. Во всяком случае, спустя время. Было бы и вовсе скучно. Волевое решение спустя время - это, как правило, именно скучно.
     (Вот разве что лет через 15 все-таки текст этот несколько бы мог затруднить блистательное движение Димы Пригова - да и то вряд ли: не затруднили же все остальные мои тексты того же и более раннего времени - среди них немало, кстати, и таких же, производных от этого. Нет, в о л я - она таки все превозмогает. Нахрап, блат - тем более.)
     А этого-то и не хотелось. Хотелось, чтобы тексту самому захотелось сложиться и закончиться - хотя бы так, как приучены более или менее были заканчиваться мои более или менее короткие тексты... Такой, как сказал бы М.С.Горбачев, консенсус явно намечался, но все как-то не осуществлялся. Но намечался он и с самого начала... Ладно, консенсус - уж хоть бы компромисс... Между словом-предметом и текстом-ситуацией, между звуком и образом, эстетикой и рефлексией, разгоном ритма и реальностью речи, возможностями и ограничениями - и кто скажет, между чем и чем еще, естественно, незаметно сплавленным в речи связной, но перед чем сразу ставит отказ от синтаксиса - а в отказе-то и весь интерес. Черт-те чем - энергией и материей... Состояниями процесса и фиксируемого результата. Действительно, правилом и исключением, единицей и рядом. Между конкретизмом, если нужны термины, и концептуализмом; на пути от одного к другому: том самом, по моим наблюдениям, проходить который так или иначе довелось тут едва ли не всем. Между, наконец, хлебниковским лозунгом и опытом-обиходом-интонацией живой речи.
     И очень мешали рутинные, технические затруднения с этой бумажной кашей-лапшой, поэтому когда мне попал в руки нотбук, я постарался сделать рывок, еще рывок - и вроде бы таки достиг чего-то вроде баланса между консенсусом и компромиссом... Ряд вытянулся, предстояла утряска и взбивка - но вот с переброской на дискету я замешкался, а тут нотбук, к сожалению, украли. К полному отчаянию - так, наверно и было бы еще лет 15 назад, при том же М.С.Горбачеве. Шутка - считай, 25 лет трудов... Хотя и странных, наверно... Но за 15 последних мы все стали куда закаленнее, и я тоже. Я и правда всерьез относился к этому "словарю", он явно хотел быть чем-то эмблематичным, центральным базовым чуть ли не для всего, мной написанного - по крайней мере к началу 70-х. С тех пор я лучше усвоил, что способ, метод демонстрировать себя не обязан. Обязан работать; хотя все-таки случай из самых удачных, счастливых - когда демонстрация и есть работа... Но к моменту кражи - 98 году - хоть каким воровством, думаю, с ног меня бы сбить было уже трудно. Хотя бы вот почему:

Госудрственный Литературный музей
Петровка, 28
С Е М Ь В Е Ч Е Р О В
ЛИАНОЗОВО - МОСКВА. ХУДОЖНИКИ И ПОЭТЫ

     В этой программе выставок и вечеров музей знакомит с творчеством неофициальных художников и близких им поэтов с 1950-х по 90-е годы.

В ы с т а в к и

     27 марта-9 апреля – О.Рабин
     10-16 Н.Вечтомов, В.Кропивницкая, Е.Кропивницкий, В.Немухин, Л.Кропивницкий, Л.Мастеркова, О.Потапова
     17-26 апреля – Э.Булатов,О.Васильев, Г.Ивановская, Ф.Инфантэ, И.Кабаков, Н.Касаткин, С.Шаблавин и другие художники

В е ч е р а

     27 марта – Поэты И.Холин, Г.Сапгир, Вс.Некрасов. Искусство без разрешения. Лианозово,какое оно было? Вечер ведет критик Владислав Кулаков.
     29 марта – Поэты И.Холин и Г.Сапгир
     10 апреля – Е.Л.Кропивницкий. Поэт и художник. Вечер ведет художник и поэт Л.Е.Кропивницкий
     17 апреля – Вс.Некрасов. Об этой выставке. Стихи
     19 апреля – Я.Сатуновский. М.Соковнин. Авторские чтения в записи. Воспоминания о поэтах.
     24 апреля – Поэты И.Ахметьев, Л.Рубинштейн
     26 апреля – Поэты М.Сухотин, А.Левин. Поэт поет
_________________________________
Начало вечеров в 18 час.30 мин.
1991
     

     Это текст афиши музейного мероприятия 91 года. Спустя год музей провел подобное же. А ниже - список представителей прессы - практически уже в 91 особОжденной прессы - кто являлся на мероприятия, кого там видели:
     "КУРАНТЫ" - Золотова, Татьяна Куликова и Дмитрий Баринов. "КУЛЬТУРА" - Назаревская. "ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО" - Олег Кулик, Людмила Бредихина. "ЛИТГАЗЕТА", "НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА" - Кузьминский, Нечипоренко. "МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ" - Елена Веселая. "МЕГАПОЛИС ЭКСПРЕСС" - Юрий Бялый. "СТОЛИЦА" - Михаил Смоляницкий. МК - Александр Зеленин. "КОММЕРСАНТЪ" - Лев Сигал.
     И итог всего, сводка: что же было-то в итоге всего в этой самой освобОжденной прессе про это самое представительное (в 91 году - безусловно  с а м о е  представительное) выступление этого самого искусства без разрешения:

Н  И  Ч  Е   Г  О

     ровным счетом. Не ровным: не считая уже в 92 краткой хроникальной заметки Ю.Непомнящих в "Курантах". И не считая хихиканья кого-то из освобОжденных на ушко кому-то из музейных: - Вы что же, и правда думаете, про вас кто-то  в о т  т а к  п р о с т о  писать станет?..
     Честно говоря, да. Правда думали...
     Просто не было того опыта. Опыта освобОжденности. Нас не освобождал М.С.Горбачев, при всем к нему, действительно, почтении так, как освобождал хоть и эту прессу. А мы сами полегоньку освобождались своим этим искусством без разрешения к тому времени 30 с чем-то лет, как умели. Другие были мозги. Боюсь, и остались. Мы так и поняли. Так и поняли природу свободы, как ее и знали: свобода есть свобода от разрешений — не разрешений. А эти друзья, природы и не нюхав, поняли сходу так, что свобода есть свобода им, друзьям, теперь фактически раздавать разрешения - или не раздавать разрешения. Как подскажут рыночные отношения. Говоря проще, свободу поняли как свободу своего воровства в нашем деле.
     Советское искусство было открыто блатное искусство для своих - кто в своей гоп-ком-партии. Пришел момент - и этот советский блат оказался просто приватизирован, как и много чего. И после, считайте, уже 15 лет  п о л и т и к и  в о р о в с т в а  ч у ж о г о  м е с т а  в искусстве чем-чем, а просто воровством кого-кого, а нашего брата удивить трудно. (Уж конечно, это не единственный эпизод этого воровства - воровство, дорогой читатель, идет и шло вовсю непрерывно - на то оно и воровство: сравни, читатель дорогой, хотя бы положение Сатуновского и Пригова; или художников Олега Васильева и Кабакова. Положение именно по отношению к тебе, дорогой читатель-зритель. Так что, читатель, выходит, ты и сам у нас так или иначе, но малость тут слегка в курсе - а, значит, извини, но и сам, значит, слегка малость и в доле.
     А эпизод этот - просто эпизод самый памятный. И самый был бы хлебный для  ж у р н а л и с т с к о г о  р а с с л е д о в а н и я  на тему: откуда есть пошло столько темных дел в нашем деле. И в самом ведь - ай-яяй - ж у р н а л и с т с к о м  ц е х е...Не облизывайтесь: расследования не будет. В ближайшие годы - точно. Когда-нибудь - тогда может быть...)
     Собственно говоря, на этом сайте как раз и вывешено то, что, считайте, тем самым от воровства и уцелело. И среди уцелевшего от большого воровства самое место уцелевшему от воровства сравнительно мелкого: эти ряды слов - слов на мягкий знак - а мало ли на что еще бывают полходящие для такого дела слова - ямбические, и хореические, и трехсложные и мало ли - определились первыми и задержались на диске старого XT. XT приказал долго жить, а слова остались, и попробуют теперь исполнить приказанное - как сумеют.
     Кстати, автор тоже собирается еще попробовать собрать эти слова воедино, и если выйдет что-то - может, так это тогда и назвать - С Л О В А ?..


(Из текста ПРАВИЛА ИСКЛЮЧЕНИЯ) треть треть чуть чуть четыре пять четыре пять пять шесть шесть семь пять шесть шесть семь заметь заметь заметьте заметьте август сентябрь сентябрь октябрь октябрь ноябрь ноябрь декабрь декабрь январь январь февраль март апрель май март апрель май и глядь и глядь июнь и июль опять опять опять опять не миновать не миновать и здесь и здесь и здесь и здесь весь день весь день сидеть сидеть и все тебе и все тебе как в детстве как в детстве как жизнь как жизнь как жизнь как жизнь как жизнь как жизнь как знать как знать как скажешь как скажешь как посмотреть как посмотреть правду сказать правду сказать есть трудность есть трудность такая рань такая рань какая рань какая рань в такую рань в такую рань руководить руководить преподавать преподавать начать начать стать быть стать быть стоит начать стоит начать стоит начать строительство будет озорничать будет озорничать чуть чуть чего-нибудь чего-нибудь сейчас же сейчас же учись учись учись учись учись учить учить учить читать писать читать писать чинить чинить точить точить стучать стучать считать считать не сосчитать печатать печатать кровать кровать тетрадь тетрадь не лень не лень не суть не суть мораль мораль модель модель деталь деталь аминь аминь примерь примерь добавь добавь одень одень ремень ремень не потерять не потерять печать печать союзпечать союзпечать боюсь читать боязнь боязнь болезнь болезнь взаимосвязь взаимосвязь туннель туннель спираль спираль диагональ диагональ фрояль рояль гармонь гармонь виолончель играет роль аэрозоль аэрозоль дезинсекталь дезинсекталь тьмутаракань фекаль фекаль картофель картофель фонарь фонарь букварь букварь буквально буквально фонарь фонарь фонарь фонарь я знаю я знаю ноль ноль цель цель позволь позволь нормально нормально опять опять опять опять опять опять опять опять ни дать ни взять ни дать ни взять действительность действительность комедь комедь трагедь трагедь энциклопедь энциклопедь русь русь ась ась авось авось небось небось особь особь авось господь авось господь отнюдь отнюдь отродясь отродясь пень пень ступень ступень смерть смерть не есть не есть жизнь жизнь кажись кажись власть власть взялась взялась лед тресь лед тресь ты брось ты брось это ты брось это ты брось уймись уймись учись учись катись катись несись несись стремись стремись возьмись возьмись займись займись ловись ловись постановись постановись кстати сказать кстати сказать так и сказать так и сказать/ как отнестись как отнестись так и отнестись пытаясь спастись будь будь муть муть метель метель темень метель метель уметь уметь надо капель капель а как теперь а как теперь как опять опять теперь опять теперь опять теперь терпеть терпеть хотеть попить хотеть попить хотеть хотеть попить попить типа будь хоть будь хоть степь степь в ту степь в ту степь поспеть поспеть попасть попасть поспеть попасть поспать если поспеть если поспеть /а если все-тки поспать а ночь а ночь а день а день точь в точь ночь в ночь день в день вглубь вглубь вширь вширь в сибирь в сибирь вовнутрь вовнутрь в путь в путь врозь врозь вкось вкось вкривь вкривь впрямь впрямь вскользь вскользь ни в жизнь ни в жизнь ужель и впрямь ужель и впрямь сирень сирень сиререрень все время все время нить нить сеть сеть нибудь нибудь никак никак не как-нибудь как бы тебе сказать побыть побыть побудь побудь побудь побудь тут иль иль коль коль и глянь и глянь куда ни глянь куда ни глянь куда ни кинь куда ни кинь как вдруг откуда ни возьмись как вдруг откуда ни возьмись не счесть не счесть представь представь уволь уволь поздравь поздравь несдобровать несдобровать молчать молчать болтать болтать раз плюнуть раз плюнуть плевать плевать убрать убрать отставить отставить гвоздь в гвоздь здесь здесь впредь впредь снабдить снабдить снабдить внедрить внедрить вопреки вопреки съесть съесть в честь в честь чего-нибудь чего-нибудь пить пить побыть побыть день день не весь не весь снись снись ни в жизнь ни в жизнь лень лень а жаль а жаль деть деть девать девать видать видать вещь вешь мощь мощь а ночь а ночь а ночь а ночь не очень не очень дробь дробь грань грань не тронь не тронь не понял не понял чуть чуть течь течь ночь ночь речь речь противоречь противоречь противоречь противоречь чуть резче чуть резче не позабыть не позабыть не позабудь не позабудь кстати сказать кстати сказать кровать кровать тетрадь тетрадь контроль контроль мозоль мозоль миндаль миндаль педаль педаль деталь деталь утиль утиль утиль утиль стиль пустырь пустырь теплынь теплынь а пыль а пыль и пыль и пыль и пыль попить попить пить пить и плыть и плыть и плыть и плыть и плыть по типу по типу кончать кончать начать начать и кончить и кончить точь в точь чуть чуть а чуть а чуть и точно и точно а день а день а жаль а жаль видать видать да ведь да ведь если смотреть если смотреть если следить если следить если понаблюдать если понаблюдать да если если не сесть и значит ночь и значит ночь значит и ночь значит и ночь как ночь так дождь как ночь так дождь иначе ночь иначе ночь иначе ночь не ночь же ведь же ведь всю жизнь всю жизнь цель цель соль соль жаль жаль лень лень нибудь нибудь иметь иметь сирень сирень сире ре рень ночь ночь ночь ночь ночь как начнет начнет начнет теперь начнет теперь начнет теперь начнут теперь начнут тянуть тянуть тянуть тянуть тянуть тем лучше тем лучше смесь смесь чушь чушь не суть не суть будь будь пусть пусть чуть чуть хоть хоть а хоть а хоть а ночь а ночь замоскворечь замоскворечь переиграть переиграть сирень сирень сире ре рень нибудь нибудь ничуть ничуть непрочь непрочь не тронь не тронь звать звать не миновать не миновать не как-нибудь не как-нибудь не будет не будет поди проверь поди проверь сирень сирень сиререрень поди проверь поди проверь перепроверь типа добавь добавь прикинь прикинь иль иль коль коль не столь не столь ужель и впрямь ужель и впрямь не трать не трать а звать а звать апрель апрель опять опять хвать хвать похвать какая есть какая есть жизнь смотреть видеть зависеть ненавидеть обидеть терпеть вертеть смотреть смотреть смотреть смотреть смотрите смотрите


Назад