Стихотворения 2006-2007 годов
* * *
Моя коллекция затей
представлена – в апреле, в мае.
Свирелью я зову детей –
они гуляют, ноль вниманья.
Речитативом разольюсь,
расплачиваюсь равнодушьем.
Гуляю в садике цветущем,
скучаю, сам себе дивлюсь.
февраль 2006
* * *
Дым страстей – твоих и моих – густ и прян,
словно осенью листья палые жгут:
бересклет прозрачно-лилов, клён багрян,
медной патиной тускло светит дуб.
С каждым днём штакетник чётче стоит
в тонком воздухе между забитых дач.
Наши предки редки – и разве из них
кто-то станет с нами здесь лета ждать?
Тут сгоревший разведчик жизнь доживал,
рядом прятался нелегальный архимандрит…
Я поворошил. Огонь прожевал.
Ветка дымом вьётся. Листва горит.
осень 2006
______________________
Разведчик – полуреальная фигура: известно, что он здесь (в Кратово) жил
и даже известна была его фамилия (забыл), но никто не знал, на какой именно даче.
Архимандрит – на 42 км – старинная родовая дача св-ка Владимира Воробьева,
возможно, в сталинские и более поздние времена там могли скрываться
нелегальные священнослужители.
* * *
У комсомолки глаза дальнозорки. –
Что лишь покажется на горизонте,
то и разглядывает в восторге, –
вот и сломались в бинокле настройки.
А вот бабуся ее близорука. –
Встретила сталинского лесоруба
и приняла его за мизантропа:
– Ну, привела в дом прям носорога!
Он тебе, девка покажет – не всхлипнешь!
Обе с тобой в перспективе мы лишние.
– Брось ты, бабуля, про перспективы.
Линзы протри, да смотри в объективы.
январь 2006
________________________________________
«Смотри в объективы…» – ошибка: смотрят не в объективы, а в окуляры.
Но переделать пока не могу – ничего подходящего не придумывается…
ЧТО В ИМЕНИ?
Ника, то есть победа, она – она
мне дается на всех случайных путях.
Но она двусмысленна, как волна,
набегающая уже с намереньем вспять.
Догоняю тебя, говорю: die!
Не подумав, ты тормозишь и даешь.
В моем имени тебе слышится лай.
Ты пугаешься: это lie, то есть ложь.
февраль 2006
_______________
die (англ.) – умри.
lie (англ.) – ложь.
* * *
Долг поэта я честно выполняю.
Только что означает это «честно»? –
Если честно сказать – не понимаю.
Часто думаю над этим, но тщетно.
Если я не лентяй и не мошенник,
я, наверное, могу быть спокоен?
Упрекнёт ли кто, что я – не волшебник?
Нет, мне кажется, здесь что-то другое…
Вдохновение, восторг, звуки, ритмы,
долг, призвание, талант, совесть, зависть –
вот казнить бы всё Оккамовой бритвой
и неслыханное нечто добавить!
декабрь 2006
* * *
Допустим, случайность – причина,
творящая видимый мир.
Тогда и во мне есть пружина
для всяких рискованных игр.
А если она есть феномен
всего рассыпания в прах? –
Ну что ж, я останусь спокоен,
хотя про себя и лукав…
Мы видим, что эти концепции
ведут по различным путям.
И две бесконечных процессии
идут по ним в дальний туман.
А если случайность – лишь способ
неведомое описать? –
Тогда я возьму в руку посох,
а ноги заставлю плясать.
май 2007
* * *
Что ты, что ты, да разве ты не знаешь?
Так чего ж тебе ещё непонятно.
Дело-то не в том – ничком или навзничь
положить победившую команду.
Объясни буриданову болвану
между полем хоккейным и футбольным:
тот, кто ляжет на левую поляну,
непременно останется влюблённым.
04.11.2007
* * *
Сквозит любовь машин между добром и злом.
Искусство дураков теряется в любови.
«Октавия» с большим октановым числом
четвёртый скоро год болтается в угоне.
На перекрёстках джип, на светофорах жжёт.
В Москве сидят в седле все с глупыми сердцами.
«Олимпия» лежит и ничего не ждёт,
лишь матовое тело в сумерках мерцает.
На ней план-перехват свихнулся в перехлёст.
Коварный нелюбим аварию подстроил.
Оплакал стыд греха псалмами сладких слёз:
соратника убил, «вирсавию» присвоил.
07.07.2007, г. Жуковский
______________________________________________
«Олимпия» – известная картина Эдуарда Манэ.
Вирсавия – жена Урии, военачальника царя Давида. Давид сделал так,
что Урия погиб в сражении, и забрал Вирсавию себе. Оплакиванию этого греха
посвящено большинство псалмов Давида. Вирсавия стала матерью царя Соломона.
* * *
/фрагмент поэмы
«Нескончаемые сетования»/
Написано про леопарда,
а сзади нарисован лев.
И что теперь? – да непонятно.
Какой-то, вероятно, блеф.
Ещё спроси: с какою целью
слова бряцающею цепью
отягощают мысли ход, –
как будто тут не лев, а кот
учёный движется вкруг дуба,
наматывая цепь на ствол,
намуривая песнь, покуда
ошейник горло не сдавил…
май 2007
* * *
Как обезьяны ум у птичьего гнезда
невыносимое снедает любопытство!
Хватает наконец вопящего птенца,
разглядывает и – целует ненасытно.
Сочувствие души вскипает через край
и бурно бороздит нерасторжимый воздух.
Ах, молодость пред ней колышет зеркала.
Ай, больно колют глаз лучи осколков острых.
30.05.2007
___________________________________________
Образ обезьяны, рассматривающей птенца, взят из записок
Микельанжело Буонарроти.
* * *
Я не знаю, с волосами – какими?
Мне не интересно. Молчу.
Желтые бабочки мелькают в крапиве.
Дети пробежали к ручью.
Слепая ищет меня глазами,
умоляет не молча сидеть.
– Ты девочек вот с такими волосами
не видел здесь?
Я не знаю, с волосами – какими?
Разглядываю её. Молчу.
Жёлтые пропали в своей крапиве.
Дело-то, похоже, к дождю.
Беспомощно слепая шарит глазами,
вслушиваясь в шелест и плеск.
– Ты девочек вот с такими волосами
не видел здесь?
Не разберу я, с волосами какими:
мокрыми или мёртвыми. Молчу.
Мелко затрепетали листья на осине.
Проворчал гром волчий из туч.
Слепая упёрлась в меня глазами.
Последний отчаянный жест:
– Таких же, как я, только с мокрыми волосами
ты видел здесь?
05.11.2007
* * *
Как будто не вкушали
от дерева позна –
не я ли тут блуждаю
в лесах добра и зла?
Вдруг стало неизвестно,
что свято, что грешно,
что честно, что бесчестно,
что свéтло, что темно.
Вдруг стало непонятно,
что глупо, что умно.
Что бред, что блеф таланта –
похоже, всё одно.
Вдруг стало интересно…
Но это всё не вдруг,
а как-то постепенно,
по мере разных мук,
картина превратилась
в растерянность мою…
Растерянность? – вот милость
Господня! Мы в раю.
23.09.2007
______________________________
Второе четверостишие с небольшим отличием было произнесено
одним из персонажей какого-то телесериала (два интеллигента
XIX века в поезде беседуют под водку). По стилистике и тональности
(легкости) похоже на Алексея Толстого.
* * *
От Ложного Горна до мыса Обмана
нигде ни единого дыма вигвама,
лишь дыбились волны, да буря играла
колючими вихрями снега и града.
Узлы онемевшими пальцами, парень,
плотнее вяжи, - ты не Дарвин иль Байрон,
которые у настоящего Горна
лишались всех чувств от обычного шторма!
Мы встали на якорь в бухте Вигвамов.
Что радости? – берег везде одинаков:
здесь буков однообразные кущи
стеной заслоняют скалистые кручи.
Над ними проносятся низкие тучи…
Ноль градусов, - это, положим, в июне,
когда уже осень прошла накануне
и дальше до Рождества Богородицы
ни разу в три месяца не распогодится.
А нам всё равно на север, вдоль Чили –
по карте, которую мы изучили,
которая, оказывается, с такими ошибками,
что можно ждать самого неожиданного
и даже вдруг недостижимого…
май 2007
_________________
Ложный Горн, мыс Обмана, бухта Вигвамов – на Огненной Земле.
Байрон – англичанин, матрос, потерпевший кораблекрушение и долго
живший среди туземцев Огненной Земли. Дарвин в своем путешествии
пользовался его записками.
* * *
Тоской приметной всегда объят,
мечтой прелестной весь опьянён,
большой, приятный метаобъект
висит при въезде в её каньон.
Его без тёрки не миновать.
И он не терпит немых атак.
Его придётся именовать,
построив цепкий метаконтакт.
Его затруднительно обогнуть,
он есть шлагбаум при въезде в каньон.
Его надо как-нибудь обмануть,
дав наобум конфетки имён.
Но кто коснётся его мечты? –
Кому-то можно, а мне нельзя.
Напрасно слёзы мои смешны,
печален хохот чей-то не зря.
Кто отгадает его пароль,
войдя в таинственный звукоритм?…
Перед контактом молчит герой.
Решенье близится, ум горит.
08.07.2007
________________________________
Стихотворение посвящено Свете Литвак
(без явно выписанного посвящения).
* * *
Зачем твоё блестит столь платье?
Чулки зачем столь лгут стократ?
– Что «о», светлейшая собратья?
– О да, покинутый собрат.
Куда пойдёшь в таком наряде?
На «Винзавод» иль на Арбат?
– Что «о», светлейшая собратья?
– О нет, поникнутый собрат.
А не пора ли нам обняться?
А где наш ключ от двери в ад?
– Что «о», светлейшая собратья?
– О кей, проникнутый собрат.
февраль 2007
______________________
«Винзавод» – пустые цеха рядом с заводом «Кристалл»,
оборудованные под художественные галереи, косвенно под рукой Церетели.
О кей – игра слов: а) о' кей – да, хорошо, порядок; б) о кей – о ключ (англ.).
* * *
тра геометра
глу полито,
Свея конкрета
лгумо лицо
яская дерзость
мнели кому:
тычела, дескать,
нуи дану.
оло свиребло
вчени еба
фрабля гипербо
вео метрб
2007
________________________
Стихотворение принадлежит (вместе с «Свевель поэца»)
к заумному циклу, посвящённому Свете Литвак
(без явно выписанного посвящения).
* * *
Свевель поэца
вель поэтэ
ка ва еетса
вта далеке?
Зву оли суять
немных деформ
ео разуяв
омную порн,
та ли ша невня
емыих сук –
спеная ерма
пошепта сгуб?
август 2007
_____________
Относится к группе заумных стихотворений.
* * *
За три часа
обошёл я всю
виллу Аду.
Влезал на холмы,
спускался в сумрачные лощины.
Я видел беличью беготню
- или драку? –
на сером стволе столетней пинии.
Я вглядывался:
что происходит? что они делят?
В какой-нибудь шишке
увидели редкостную прелесть?
Нет, кажется,
не в уникальной шишке здесь дело.
Скорей всего, это Эрос,
это Эрос…
Уже дождями
сбивает декабрь
с тополей листья.
Чернеют возле конюшни
копны соломы. –
Залезть в дупло
и – какой там Эрос? – только мысли
бессвязно вьются,
в сон увлекая тёмный…
Но от любви и во сне
никуда не деться. –
Шипя и цокая,
подобно серьёзным и цепким белкам,
и под дождём, и под снегом
мыслям придётся
гонять соперника –
без конца гонять
по стволам и веткам.
29.11.2007, Рим
* * *
Вздыбились, кинулись к небу
мягкие волны полей.
Дева читает газету.
Поезд влетает в тоннель.
В тёмном стекле отразились
столик, открытый лэптоп,
странный поэт из России –
вроде бы он, да не тот…
Что это? – еду и еду.
Где? почему? что за мрак?
Дева листает газету.
Поезд петляет в горах.
18.12.2007, Болонья
* * *
Утро туманное. Еду в Равенну.
Пересекаю седую равнину.
Иней покрыл виноградную ниву
однообразной плесенью. –
Поздняя осень…
Сказать откровенно,
я убегаю, поставив проблему:
я на экране оставил Венеру –
встретить входящего плетью.
Скоро уже – неизбежно-упрямо –
явится он, выходя из тумана.
Вестник, связной, проводник ритуала,
он приближается. Скоро он
войдёт – и, вздрогнув, замрёт у экрана.
Эта Венера зовётся «Феррара»
Свистнет плеть – и, ошалев от удара,
кинется он не в ту сторону.
декабрь 2007, Болонья
* * *
Путаясь в сумеречной кисее,
пятясь от шкафа к окну,
тихо, невзрачно в весенней заре
таю, теряюсь, тону.
Я оставляю пустой лабиринт,
полный бессвязных затей.
Запахи шуток, загадок, молитв
кто здесь уловит теперь?
Ножницы, спички, часы, карандаш –
скромный порядок во всём.
В непостижимый чужой антураж
входит жилец-новосёл.
апрель 2007