НЕСКОНЧАЕМЫЕ СЕТОВАНИЯ
И я такой же, ещё хуже.
Я космос созерцаю вчуже.
И отворачиваюсь я.
В ущелье грязного белья,
5 в своей мучительной постели
ворочаюсь, не сплю, потею.
Проходит ночь, проходит день.
Проходит год унылой тенью.
Всё будет так же, как теперь. -
10 А то тащил по полю плуг
и мыслил холодно и кратко.
Зачем же заводился вдруг
Безжизненный, казалось, трактор? -
Мы - дети капитана Гранта,
15 нам боязно глядеть на юг.
Теперь без сил в себе я мыслю,
переползая сети строк.
Я задаю вопрос: что если
я пробежавшую здесь искру
20 когда-нибудь увижу близко,
как вибрион моей болезни
в тысячекратный микроскоп? -
Что станется со мной тогда?
Не ведаю. - Луга уснули.
25 Внизу, в кустах блестит Пахра.
И путешествует в лазури
непостижимая луна.
Проснусь я в полдень иль с утра,
лежу в апреле иль в июле
30 в постели, мучаясь, - дрова
с соседом, выпивши, колю ли -
нигде не вижу я добра.
Повсюду вечная борьба:
в душе, в природе и в культуре..
35 Когда я молод был и юн,
я наблюдал сырой июнь,
дождей метрическую поступь.
Менялись в небе лица лун.
Среди назойливых вопросов
40 я занимался без капризов,
но толку не было - хоть плюнь,
хоть разотри ногой еловой.
С тех самых пор и навсегда
погиб во мне невольник слова,
45 чернорабочий языка.
Трещит мороз, летит пурга.
На свечку дует из угла.
Текут ручьи. Поёт трава.
Цветёт черёмуха в овраге.
50 Но нет во мне былой отваги.
Что вижу я? - одни слова.
Проходит год, неделя, сутки.
Растёт сугроб, ползёт туман.
Я просыпаюсь тут и там
55 и посреди всё той же скуки
свои никчемные рисунки
я вспоминаю по утрам. -
Лежу ли на больничной койке,
дежурю ль в храме иль на стройке,
60 жую ли чёрствый мой обед,
дремлю ль за пишущей машинкой,
зайду ль к приятелю ошибкой, -
нигде забвения мне нет.
Повсюду я ищу ответ
65 на несколько кривых вопросов, -
читаю ли старинный опус
иль современный кто поэт,
пусть даже физик иль философ
предъявит некий мне предмет
70 в удобной упаковке знаков, -
в лесу ль с весёлою собакой
читаю письмена следов
на пышных ярусах снегов, -
везде один, повсюду немо
75 я предстою перед проблемой
творения. Я и не ров, -
той мелборд перепью от сдерня,
о мену дюсво пиндо едз.
В огне схасур я хынше нанов.
80 Десла не мисьпаю, а тич.
Ой, кабы сою лес в сейсуле,
в окно зима, - да на носу ли
мои очки? - одень и виждь!
Вот так, испуганная с детства,
85 заикой мысль моя живёт
в глубинах сердца - и течёт,
я сплю, безумный пленник текста,
пока невидимый сверчок
опять посвистывает где-то.
90 Но я-то знаю, что ты - Света
и не ведёшь дыханью счёт.
Весь мир ты отторгать привыкла.
Меня, забывшись, привлекла.
Ты памятник себе воздвигла.
95 К его подножью привела
меня заросшая тропинка.
Уж осень. Зябко на ветру
дрожит засохшая травинка,
склоняясь к твоему бедру.
100 Кругом холодный дождик сеет,
и нагота твоя белеет
на постаменте средь кустов
полунагого бересклета.
Твои глаза застыли слепо
105 среди живых его зрачков, -
упёрлись окнами пустот
в скелет разрушенного лета,
в его прорехах ты за ним
вплотную следуешь, как эхо..
110 Когда-нибудь мы вспомним это,
и не поверится самим.
Прощайся бережно со мной
и береги воспоминанье:
пустое зеркальце, как ноль,
115 и дым, летящий по спирали.
Лизнув шершавый шёлк огня,
я между пауз ноты вдуну.
Но это не о том, как я,
искомый в данную минуту,
120 внимательно прикрыл глаза.
Письмо Татьяны предо мною.
Сползаю в яму бреда Молли
и лома дребом вью сполза -
Бог знает что себе бормочешь.
125 Бог знает. Но темна пророчеств
символика. И смысла нет, -
варюсь ли в месиве сует,
лежу ли на больничной койке,
дежурю ль дома иль на стройке,
130 жую ли мой простой обед,
молюсь ли в храме у обедни,
томлюсь ли на одре болезни
или, восстав, бодрей борюсь
с наплывом безымянной бездны
135 и в месиве сует варюсь;
на мессе ли сижу в костёле,
лежу ль в мучительной постели
без сна, без мыслей, без молитв,
запутанный в клубке обид,
140 дежурю ль в отдалённом месте
иль вновь присутствую на мессе, -
нигде уверенности нет.
Я обречён искать ответ
один на несколько вопросов
145 назойливых, - старинный опус
листаю ль, или вдруг поэт,
пусть даже физик иль философ
из современных, - мне предмет
предъявит в книге новых знаков;
150 в лесу ль с весёлою собакой
бегу по письменам следов
вдоль пышных ярусов снегов,
иль, удивительные блики
поймав с утра в твоей улыбке,
155 читаю вдруг твою любовь, -
всегда один, повсюду немо
теряюсь я перед проблемой
творения. - Зачем оно? -
Я мысленно смотрю на небо -
160 и как-то всё там неумно.
Там похоть порождает тлен,
там суета в трущобах знанья.
В лесу - жестокость состязанья.
В галактиках - туда же крен.
165 В окне сопливые сосульки
сулят весну - да на носульке
очки? - Отришкате акис!..
Мелецкий снял с гвоздя двустволку,
словно трагический артист.
170 Сей ложный, жалкий парадиз
зачем уже нам не наскучит?
Зачем материя нас мучит?
Когда презренный пародист
перевирает Алигьери,
175 мне не смешно: я еле-еле
плету акафист в акростих,
но я не сплю по крайней мере. -
Без сна, без мыслей, без молитв
я на одре, где всё болит,
180 взираю, словно гнойный Иов,
на мирозданья алфавит,
но не могу, как некий Пригов,
играть с ним безмятежно, ибо
я - на одре, где всё болит.
185 Мне не смешно, я повторяю.
В раю не радуюсь я раю,
поскольку вижу под и над
всё тот бездарнозданный ад,
в котором заживо сгораю.
190 Стоит мороз, летит буран,
растёт сугроб, ползёт туман,
текут ручьи, блестят сосульки.
Свои случайные поступки
я вспоминаю по утрам.
195 Я раб, я Бог, я червь, я царь,
иду дорогою свободной.
Но нет в творении творца,
а слышен только суд глупца,
да грубый смех толпы холодной.
200 Я - сердце, жаждущее бурь.
Нет, жизнь меня не победила,
но скудны все земные силы,
и льётся чистая лазурь
в какой-то неге онеменья.
205 Так в полном блеске проявлений
передо мной явилась ты,
твоё тревожное служенье
пред идеалом красоты.
Так души смотрят с высоты
210 на отдыхающее поле,
и рожи свежие у них, -
душа не то поёт, что море,
и ропщет мыслящий тростник.
А между тем еловый куст
215 чернел на жёлтом скате неба.
И поскользь лыж, их скрип и хруст
по загрубевшей корке снега
я слышал, палками стуча.
А у Мелецкого свеча
220 в окне приветливо горела
вдали, деревни на краю.
Трещит камин. Там водку пью.
Стоит передо мной тарелка.
Часы задумчиво идут.
225 Собаки головы кладут
мне на усталую коленку.
Втыкаю вилку в огурец.
И Даша разговор сердец
закидывает втихомолку..
230 Мелецкий снял с гвоздя двустволку,
словно трагический артист.
Его пример - другим наука.
Я говорю себе: “А ну-ка
попробую и я, как он”. -
235 Выглядываю: в чёрном поле
ни огонька. Ослеп я что ли? -
Одна лишь вьюга за окном.
О, не тревожь меня укорой!
Стоял я молча в стороне.
240 Куда ланит девались розы,
воздушный шёлк твоих кудрей?
В своём минутном торжестве
толпа вошла, толпа вломилась
в святилище души твоей, -
245 висят поломанные крылья,
как демоны глухонемые..
Но мне не страшен мрак ночной,
и в эти чудные мгновенья
инстинкт пророчески-слепой
250 их пышность ветхую лелеет.
Истома смертного страданья,
растленье душ и пустота, -
толпа, нахлынув, в грязь втоптала,
и слёзы брызнули из глаз.
255 Безумство ищет, глупость судит,
я душу оторвать не мог.
Я царь, я раб, я червь, я Бог, -
день пережит - и слава Богу..
Когда я молод был и бодр,
260 ходил я в ледяной ноябрь:
в пронизывающее сеченье
ветров, мертвящих те поля.
Деревни прятались, но я
не придавал тому значенья.
265 В замёрзший грунт вонзал я плуг,
я мыслил холодно и кратко.
Зачем же заводился вдруг
безжизненный, казалось, трактор? -
Мы - дети капитана Гранта,
270 нам боязно глядеть на юг.
В тот день седьмого ноября
мой трактор, дверцами звеня
насквозь от праздничного ветра,
на север, север полз, полз прочь.
275 И ты не укоряй меня:
откуда знать мне, что ты - Света,
а там на севере сплошь ночь.
Она стоит, она цветёт
горячим холодом галактик.
280 Да, молодой туда вёл чёрт,
я несмышлёный был фанатик.
А ты на фантик клеишь фантик
и не ведёшь дыханью счёт.
Была слаба моя молитва,
285 слепа была моя вина.
Ты памятник себе воздвигла.
К его подножью привела
меня чуть видная тропинка.
Везде безумствует зима.
290 На пьедестале ты гранитном
метелями заметена.
Когда-нибудь мы вспомним это,
и не поверится самим. -
Метёт декабрь - и ты за ним
295 летишь, покорная, как эхо,
и неподвижно в тучах снега
сквозишь над безднами равнин.
И я такой же, - ещё хуже:
я космос созерцаю вчуже
300 и делаю брезгливый жест,
не думая, потусторонний, -
и репликой неосторожной
мараю жизнь свою и честь.
Я видел знак, я понял вещь,
305 когда, затапливая печь,
запястье перепачкал в саже. -
Когда-нибудь наверняка,
писавши или же писахши,
иссохнет эта вот рука,
310 и станут все мои пейзажи
свободны, вроде ветерка..
Кому пример, кому наука
или религия кому-то,
допустим, в космосе видна.
315 Выглядываю: вот те на! -
В окне одна мелькает вьюга.
Опять зеваешь ты, подруга?
Налей-ка мне ещё вина.
Я опьянён стихом российским.
320 Пчела, впиваясь так в цветок,
метёт пыльцу брюшком ворсистым
и щёточками разных ног..
Над речкой смех и поцелуи.
И дева юная в июле
325 мечтает на лугу росистом,
плетя венок из анемон..
Скажи-ка, дядя, ведь недаром,
когда не в шутку занемог,
себя ты пользовал нектаром?.. -
330 Ответа нет. Ни в зуб ногой.
Лишь поэтический огонь
ещё живёт один печально
в глубинах сердца - а кругом
зловещий заговор молчанья.
335 Мои друзья-однополчане
давно оглохли, одичали,
забыли звон душевных струн.
Софар, Вилдад и Елифаз
сидят вокруг - и укоризны
340 нанизаны, как афоризмы
на логику их гулких фраз.
Когда друзья мне на дуэли
предполагают жизнь иль смерть,
я не боюсь на них смотреть,
345 но я своей не знаю цели.
Туда-сюда зрачком ствола
вожу рассеянно и грустно.
Что вижу я? - одни слова:
вот кий, вот мел, вот шар, вот луза.
350 Друзья крадутся, щурясь тускло,
вокруг зелёного стола.
Они - отменные стрелки.
Они, ошибкам вопреки,
следят законы траекторий.
355 Меня ж болезни и тревоги
на эфемерность обрекли..
Ведь молод был и юн, когда
повсюду видел я добра
неравновесные постройки.
360 Теперь болтаются, жестоки,
покинутые мною строки,
едва лишь полные говна.
Я их осматриваю, словно
покинутые мною говна
365 в лесу, в лугах, среди цветов.
Среди кустов цветущих, пышных
не надо мне построек лишних,
не знаю посторонних слов.
Вот так мучительно и честно
370 на солнце из-под козырька
глядит поэт, невольник текста,
чернорабочий языка.
Он - раб, прикованный к галере.
Он - клад, закопанный в пещере:
375 клад ветхих свитков, тайных книг.
Боюсь, я не читаю их,
но я не сплю, по крайней мере.
Без сна, без мыслей, без молитв
я на одре, где всё болит,
380 боюсь, тоскую и не верю.
А то иной раз поутру,
предчувствуя, что вот умру,
взираю, словно некий Иов,
на мирозданья алфавит,
385 но не могу, как гнойный пидор,
играть его любовных игр,
а только делаю я вид,
что предо мной желанный клад,
оправдывающий сей ад,
390 как сказано, бездарнозданный. -
Меж тем в заботе беспрестанной
он льёт в меня унылый яд.
А был ведь молод я и бодр,
ходил я в ледяной ноябрь
395 и в ветров острое сеченье,
входил и в омертвелый бор, -
теперь же мучаюсь: зачем я
не опознал все те значенья? -
ведь очевидно, что с тех пор
400 во мне погиб росток таланта.
Как говорил Карл Густав Юнг:
“Мы - дети капитана Гранта,
нам холодно глядеть на юг”..
Теперь без сил я еле мыслю,
405 переползая сети строк.
Вдали чернеется лесок.
Но не могу пуститься рысью
на лыжах - и шифровку лисью
читать на ярусах снегов.
410 Собаки головы кладут
мне на усталую коленку.
Передо мной стоит тарелка.
Часы задумчиво идут.
Трещит камин. Я выпил стопку -
415 и рифма вкралась между фраз.
Какую же на этот раз
она придумает уловку?
Нет, я подстерегу плутовку..
Словно трагический актёр,
420 Мелецкий снял с гвоздя двустволку
и ветошью замок протёр.
Я задаю вопрос: что если
провиснет в отдалённой песне
моя тоскливая струна?
425 или заблудится строка
в наплыве безымянной бездны? -
В глубинах сердца тлеют тексты, -
от них останется труха.
Проснусь я в полдень иль с утра,
430 лежу в апреле иль в июле
в постели, мучаясь, - дрова
с соседом, выпивши, колю ли -
нигде не вижу я добра:
повсюду вечная борьба:
435 в душе, в природе и в культуре.
Так мамонт в волосатой шкуре
пасётся где-то в лунной тундре,
печальный родственник слона.
От голода сейчас он сдохнет.
440 В последний раз он в небо смотрит –
а там колымская луна.
Но я такой же, ещё хуже.
Оглядываю космос вчуже
и отворачиваюсь я.
445 В удушье грязного белья
всё думаю, не сплю, потею.
Бессмысленно проходит день,
проходит ночь пугливой тенью.
Всё будет так же, как теперь.
450 Смотрю, болезнями наскучив,
в тысячекратный телескоп,
но не могу, как некий Тютчев,
поймать единый умный лучик,
чтобы согреть души озноб..
455 Я не шучу. Я повторяю,
уподобляясь попугаю,
одно и то же без конца:
“И нет в творении Творца,
и я собой не обладаю,
460 и строй хотя не одобряю,
но нет в борении борца”.
Я истины касаюсь мыслью
почтительно. Почти без слов. –
Так следопыт шифровку лисью
465 на свежих ярусах снегов
прочитывает – будто ноты
нанизывает на струну.
Я удивляюсь: ну и ну! –
мои открытия не новы!
470 Зачем кругами я иду
и в ямбомерную волну
вправляю бестолочь природы?
Смотрю в окно: летит луна,
стоит мороз, метёт пурга.
475 А тут какая-то бурда
на кухне варится в кастрюльке.
И все ничтожные поступки
мне вспоминаются с утра.
Когда читаю я поэму,
480 то слышу тайную фонему,
которая сквозит меж строк
оттиснутых. Сквозь мрак и снег
она летит, её ловлю я,
хотя порой не без труда,
485 как чукча в поле ловит пулю
всей жопой своего зада.
Смеются домики в июле,
поют, валяются в цветах.
А мне опять друзья вернули
490 стихосложебные пилюли,
чтоб я от скуки не зачах.
И буквы у меня в очках
подпрыгивают дерзновенно,
когда читаю я поэму
495 и нахожу всё ту ж проблему
меж оговорок, опечаток
в замыслова-витиеватых
приподнятых стихоречах.
Куда ты мысль свою простёр,
500 слагая жалобы в напевы?
Тут поэтический костёр
трещит, бросая искры в небо. –
«В какие тайные пределы?» –
Спросил? – но разве в этом дело? –
505 И ветошью замок протёр…
Суха поэзия, мой друг,
но зеленеет жизни проза,
как старый на лужайке дуб
листвой оделся вдруг так просто,
510 что проезжающий Болконский
воскликнул: «О, как был я глуп,
когда искал средь леса букв
подобия своей печали!…
Где ж вы, друзья однополчане,
515 лишившиеся ног и рук?
Ужели эти ваши члены –
и те, и прочие, и все,
творя банальный гимн весне,
восходят к солнечной листве
520 в безличном веществе вселенной?»…
Но вот воинственный восток
зарёю новой пламенеет -
и вдруг поэзия немеет,
и рушатся постройки строк.
525 Кому-то весело, а мне - нет.
Прозрачный лес один темнеет,
да высится средь поля стог.
Я их осматриваю, словно
покинутые мною стогна
530 различных суетных столиц.
Не надо мне построек бренных.
Мне всё равно, что среди пенных
черёмух щёлкает солист,
что хор воюющих ворон,
535 всегда растрёпанных и нервных
и по любой причине гневных
кружит над городским двором. -
Там похоть порождает тлен,
там нищета в трущобах знанья.
540 В лесу жестокость состязанья.
В галактиках - туда же крен..
Я не хочу борьбы ни с кем.
Она отвратна мне до рвоты.
Пускай вояки-идиоты
545 меня терзают. Я не съем
взаимно их - или взамен
не выберу себе чего-то
из их вонючего меню.
Меня напрасно в клетку с ними
550 для обученья посадили
и кость всем бросили одну.
Мне думается, я умру
скорей, чем что-нибудь пойму
в сей воспитательной системе.
555 Вот снова я лежу на сене.
Приходит ночь. Через Пахру
перепорхнули коростели
и зорко спрятались в траву.
Зачем же это надо так? -
560 Нет, во всю жизнь я не поверю,
что для развития, иль как,
нужны такие вот боренья..
Зачем так мрачно багровея,
воюет с тучами закат? -
565 Я прохожу сию поэму
насквозь - и мирозданье немо.
Молчит полуночное небо
всей миллиардной массой звёзд.
Минковский показал, что вакуум,
570 хоть и подвержен бурям квантовым,
однако всюду одинаков он. -
Я прохожу его насквозь.
Я возвращался на рассвете.
Белела чёрная Москва.
575 Как в декабре мрачна зима!
Я на дурацком факультете
сдавал экзамен до утра, -
потел, сопел, сходил с ума.
Мои гекзаметры едва
580 на тройку с минусом тянули.
А нынче в солнечном июле
они роскошны, как всегда,
им нет эксперта, нет суда!
Я их осматриваю, как бы
585 покинутые кем-то ямбы.
Там пчёлы трудятся – и вот
они – цветы среди лугов
ничьей поэзии российской.
Они молчат в траве росистой
590 и ждут косца. И я готов.
Я не хочу, чтобы мой текст
преткнулся – и решили люди:
«таков поэта был конец!» -
И залпы бешеных орудий,
595 словно метафоры пародий
в последний путь меня проводят
и встанет на могиле крест.
И будет карточка пылиться.
На ней расплывчатые лица:
600 вот брат, жена, сестра, отец.
А я – поэзии косец –
всегда лишь знаю, что ты – Света,
но в картотеках того света
на должность первого эксперта
605 пройду я без запинки тест.
Не пробуждай воспоминаний.
Они безжалостны, мой друг. –
Всегда зачем-то вспоминаю
я почему-то как был глуп.
610 Мечтал ли в отдалённом месте,
лежал ли на одре болезни
или, напротив, - молод, бодр,
я не предвидел этот одр
в ничтожной перспективе жизни, -
615 перечисления излишни,
и препинаний полон рот.
Минувших дней, минувших лет
когда ж во мне истлеет дурость –
та подростковая сутулость,
620 тот детский стыдненький секрет?…
Как мамонт в волосатой шкуре,
законсервированный в тундре, -
вот так лежит в моей натуре
её чудовищный скелет.
625 Когда друзья в моём веселье
предполагают грустный сдвиг,
я верю: змеи - тоже звери,
но я не понимаю их.
Темна, загадочна, как аспид,
630 глядишь - не птица и не зверь -
на толкотню моих друзей,
на их криволинейный натиск,
на бестолковый их наскок,
который они мыслят наспех
635 и, дуя пузырями щёк,
мои стихи хлебают лаптем.
А ты на фантик клеишь фантик
и не ведёшь дыханью счёт.
Ты памятник себе воздвигла,
640 а я у ног его сижу.
Грызу узыргу и пишу
среди язвительного визга
шныряющих повсюду крыс:
в них разбежалась моя мысль,
645 разбившись в злобненькие брызги,
размножив алчный свой оскал
в стократно мелкую гримасу. -
Вот так «живу и вижу», как
заметил Всеволод Некрасов.
650 Копаюсь в тумбочке в лекарствах
и нахожу крысиный кал.
Кому мораль, кому наука
иль философия кому-то,
допустим, в жизни не нужна.
655 Однако же ведь что-то нужно? -
выглядываю: в поле вьюжно,
и невидимкою луна..
.
И вот опять летит пурга.
На свечку дует из угла,
660 Но я-то знаю, что ты - Света.
Проснусь я в полдень иль с утра,
взгляну кругом - повсюду лето.
Внизу, в кустах, блестит Пахра.
Там хи-хи-хи да ха-ха-ха:
665 резвятся, плещутся наяды,
справляют древние обряды,
июньской похотью объяты,
поскинув шмотья барахла.
Не веришь мне? Спроси у Даши, -
670 зачем от гор и мимо башен
летит орёл на чёрный пень?
Спроси и пой. Проснись и пей.
И понимай мои пейзажи
как хочешь. Такова их цель.
675 …Кто ветошью протёр замок? -
Мелецкий он или Минковский?
Кто показал мне всё, что мог, -
а я и не заметил вовсе? -
Не так ли я всё, что могу,
680 показываю между делом,
под чьим-то пристальным прицелом
играя вечную игру?..
И грустен быстрый мой кивок.
Я соглашаюсь и рискую.
685 Я огнь, я лёд. Я смех, я вопль.
Я друг и враг. Я пёс и волк.
И путешествует в лазури
луна, помянутая всуе.
Я забываюсь и рисую
690 её над волнами лугов.
Когда б мы жили под луной,
нам не было б конца и края.
Из тени в свет перебегая
незатухающей волной,
695 мы без вреда неслись бы мимо
фосфоресцирующих форм,
как некий неделимый фон,
в ловушки смыслов не ловимый,
или безликий длинный хор,
700 с закрытыми поющий ртами..
Но солнце, перебив волну,
вгоняет в грани очертаний,
и, жёсткий облик наш чеканя,
душу текучую к нему
705 приковывает на мученья.
И скука познанного зла,
и суд, и казнь, и разрушенье
глядят нам, пойманным, в глаза.
Когда друзья мне на мизере
710 предполагают “паровоз”,
я полагаюсь на авось,
который есть всегда в резерве.
Как чей-то бронепоезд, он
ржавеет на пути запасном.
715 Он дремлет - перед ним пасьянсом
легла вся жизнь, как лёгкий сон.
И помутятся очертанья
ближайших пригородных зон.
Усталый ум за горизонт
720 строки, уже едва читая,
нырнёт - и тут от поворота
тропинка поведёт в овраг.
Отрава, белая atropa,
раскинет в дебре аромат..
725 И я не знаю, что тогда.
Не понимаю знаков смеха
и страха. Возгласов добра
не помню и не вижу эха.
Не осязаю вкуса зла.. -
730 Письмо Татьяны предо мною.
Сползаю в яму бреда Молли
и лома дребом вью сполза -
Так в длинных коридорах клиник
онкологический больной
735 становится не то чтоб циник,
а как бы постепенный ноль.
Свою надежду, боль и ужас
и грех свой - созерцает вчуже,
как плюралист-релятивист.
740 И я такой же, ещё хуже.
Ужели я останусь чист? -
Не верится. - Я слышу свист,
настойчивый и леденящий.
Я прохожу его насквозь,
745 как землю проницает ось.
Но кто среди еловой чащи,
как в тёмных коридорах власти,
меня глазами многих лиц
выслеживает не моргая? -
750 Я сделал бы свой верный вист,
когда б игралась восьмерная.
Зачем же я упал на риск? -
Кто ветошью протёр замок
над бестолочью мирозданья,
755 тот действовал рационально
и лучше выдумать не мог!
Зачем почтительно и дерзко
поэт глядит издалека
в глубины сердца - пленник текста,
760 чернорабочий языка.
Он - раб, прикованный к кастрюле.
Он - стриж, мелькающий в лазури.
Он - швед: пред ним его канва:
в душе, в природе и в культуре
765 катятся ядра, свищут пули, -
повсюду вечная война.
Повсюду зависть и вражда.
Нет ни поэзии, ни тайны.
Угрюмой тучей жизнь прошла.
770 А ведь ещё совсем недавно..
Скажи-ка, дядя, ведь недаром,
переходя росистый луг,
я замирал, спеша к наядам,
на плеск и смех, на знак и звук?.. -
775 Ответа нет. Ногой ни в зуб,
ни в глаз, ни в бровь не попадаешь.
Всю жизнь мою сковал испуг
с рожденья иль с зачатья даже..
И я не знаю, что там дальше,
780 ищу грибы средь леса букв.
Когда друзья мне на мизере
предполагают “коллектив”,
боюсь, я не пугаюсь их,
а только мыслю еле-еле:
785 “Как счастливы должны быть те,
кого к безоблачной мечте
и к напряжённой высоте
призвал Господь от колыбели!
Они - бессмертные творцы.
790 Они - наивные борцы.
Вот и теперь они бодры,
и в них активен каждый атом.
А я, патологоанатом,
сижу и жду своей игры.
795 Не жди, дурак, везде соблазн,
твой снос был глуп, и сон был в ногу.
Угон в улыбку нос овтазл,
босед евездка руди Богу!
И джен, и рыгей восвуджи,
800 и ужас матом аналогий!
Вот и теперь они борджи
и счастливы, как и должны,
а я бегу от аномалий!” -
Бог знает что себе бормочешь.
805 Бог знает, но темна пророчеств
семантика - и толку нет,
варю ли скудный мой обед,
читаю ли старинный опус
иль собираю мысли в фокус
810 и направляю на предмет;
молюсь ли в храме иль в костёле
в рассеянности иль в восторге
или, восстав, смелей смеюсь
над книгами безумных знаков
815 и после нескольких зигзагов
на койку рваную валюсь.
Так в бедственных палатах клиник
онтологический больной, -
пускай астролог иль алхимик,
820 иль экстрасенс там хоть какой
самим собой не обладает,
на койку тихо упадает
и уж ни в чём не полагает
себе ответственный контроль.
825 Кому обман, кому наука. -
И вот сижу я день и ночь:
нигде ни шороха, ни звука:
не прозвенит комар, ни муха
не прожужжит; петух - и тот
830 не протрубит перед рассветом
предательства ученика, -
только листы черновика
шуршат, - но дело разве в этом?
...И ветошью замок протёр..
835 Кому портвейн, кому ликёр, -
ему коньяк, тебе мартини.
Мои бредовые картины
Кому-то снятся до сих пор.
Опушкой пробегают волки,
840 и звёзды сыплются из глаз.
А гости выпивают водки
и клеят рифмы между фраз.
Вот легкомыслие! - Куда же
нас заведёт оно? - У Даши
845 дрожит тревога на губах.
Прищурившись, она собак
почёсывает и поглаживает..
И я не знаю, что там дальше,
ищу грибы средь леса букв.
850 Без сил я еле-еле мыслю,
переползая сети строк,
я задаю вопрос: “Что если
я промелькнувшую здесь искру
когда-нибудь увижу близко,
855 как неизвестное созвездье
в тысячекратный телескоп?..
Хотя боюсь ничьих сближений
и нищих всюду я боюсь,
когда иду и больно бьюсь
860 о взгляды злобных заблуждений
и в месиве сует варюсь,
я оставляю за собой
средь анонимных сожалений
свой узнаваемый пароль,
865 своё бессмысленное право,
свою снотворную забаву,
свою безвкусную отраву,
свою таинственную кару,
свой приговор, о Боже мой!
870 Не веришь мне? Спроси у Светы,
зачем Ромео и Джульетта,
как Дездемона и арап,
не поняли? И кто был прав?
Какой убийца хладнокровно
875 нанёс удар? - Спасенья нет? -
Но на устах твоих ответ
сам вертится. И всё готово,
поскольку всё давно не ново.
И на лице любой сюжет
880 у дездемон и у джульетт
читается.. И что ж такого? -
Зачем же это надо так?
Нет, во всю жизнь я не поверю,
что для развития монад
885 нужны такие вот боренья.
Вдали, угрюмо багровея,
воюет с тучами закат. -
Что силится он нам сказать
клубящимся сраженьем этим?
890 Что мир кругом жесток и тесен? -
Но он не скажет ни аза,
поскольку мирозданье немо:
молчит физическое небо
всей миллиардной массой звёзд.
895 Я прохожу его насквозь..
Мелецкий выбрался из кресел,
зевнул протяжно и на гвоздь
двустволку бережно повесил.
Июнь, 2000
_____________________
Построчный комментарий
№ строки |
Комментарий |
14-15 |
Роман Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Кажется, я сам придумал способ истолкования этого романа как мифа: дети ищут пропавшего отца > человечество ищет Бога. |
25 |
Пахра – небольшая река в Подмосковье. В середине 90х я работал сторожем на строительстве коттеджей вблизи этой реки. Поэму я начинал писать именно там. |
44 |
Аллюзия на первую строку стихотворения М.Ю.Лермонотова «На смерть поэта» – «Погиб поэт, невольник чести». |
47 |
Аллюзия на строку из стихотворения Б.Л.Пастернака «Зимняя ночь» – «На свечку дуло из угла». |
76 |
С середины строки начинается зеркальное (палиндромическое) отражение букв – и идёт с некоторыми искажениями до строки 81. Из полученных слов одни существуют, другие нет (заумь). |
83 |
Виждь – церковнославянская форма повелительного наклонения глагола «видеть». У Пушкина в стихотворении «Пророк»: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли». |
90 |
Света – здесь и далее имеется в виду поэтесса Света Литвак. |
94 |
Отсылка с стихотворениям «Памятник» Горация, Державина и Пушкина. |
100-101 |
Аллюзия на строки из стихотворения Иннокентия Анненского «Статуя мира» («Средь золочёных бань и обелисков славы…») – «Особенно когда холодный дождик сеет / и нагота твоя беспомощно белеет». |
110-111 |
Строки из песни Булата Окуджавы к кинофильму «Белорусский вокзал «Песня десятого десантного батальона». |
121 |
Строка из «Евгения Онегина» |
122 |
Имеется в виду Молли Блюм, героиня романа Джойса «Улисс». Последний эпизод романа – её «бред». |
123 |
Приблизительное палиндромическое отражение строки 122. В основном, заумь. |
124 |
Строка из стихотворения Владислава Ходасевича «Перешагни, перескочи…» |
167 |
Отришкате акис – приблизительная (на слух) транскрипция литовского выражения, которое означает «откройте глаза» (или «развяжите», «отворите» и т.п.) |
168 |
Мелецкий – персонаж, происходящий от двух прототипов: художника Георгия Мелеги (фигурирует в первом варианте поэмы «Прогулка с зажжёнными фитилями» как Гога) и художника Юрия Метельского, с которым я был знаком на Пахре (см. 25) – он жил там в коттедже, построенном собственными руками. Песонаж Мелецкий фигурирует и в некоторых других стихотворениях. |
173-174 |
Аллюзия на реплику Сальери из маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери». – «Мне не смешно, когда фигляр презренный / пародией бесчестит Алигьери». |
195 |
Аллюзия на знаменитую строку из оды Державина «Бог». – «Я царь, я раб, я червь, я Бог». |
196 |
Отсылка к стихотворению Пушкина «Поэт, не дорожи любовию народной». |
197 |
Знаменитая строка из стихотворения Тютчева «И чувства нет в твоих очах..» |
198-199 |
См. 196. |
200-213 |
Строки из разных стихотворений Тютчева. |
211 |
У Тютчева: «…и розы свежие на них». |
228 |
Даша – прототипа нет. |
232 |
Пятая строка «Евгения Онегина». |
238-256,258 |
Строки из разных стихотворений Тютчева. |
257 |
См. 195. |
269-270 |
См. 14-15. |
272-273 |
«В брошенном тракторе праздничный ветер гудит» - строка из стихотворения современного поэта Александра Зорина, который был мне мэтром моей литературной молодости (я посещал его литобъединение). |
286 |
См. 94. |
292-293 |
См. 110-111. |
312 |
Аллюзия на пятую строку «Евгения Онегина» (см. тж. 232). |
327 |
Первая строка стихотворения Лермонтова «Бородино». |
328 |
Вторая строка «Евгения Онегина». |
335 |
Отсылка к известной послевоенной песне «Где же вы теперь, друзья-однополчане…». В. Соловьева-Седого на слова: А. Фатьянова. |
338 |
Софар, Вилдад, и Елифаз – друзья Иова, которые пришли утешать его в страданиях, а вместо этого принялись обличать. |
371 |
См. 44. |
401-403 |
Ложная цитата. (См. 14-15). |
440-441 |
Строки из песни Юлия Кима «Не собирай посылку, мама…», входящей в мюзикл «Московские кухни». |
458 |
См. 197. |
485-486 |
Отсылка к анекдотической песне – пародии на популярную песню времён второй мировой войны «Тёмная ночь…» |
506-507 |
Аллюзия на строку из трагедии Гёте «Фауст» – «Теория, мой друг, суха, а древо жизни вечно зеленеет» |
508-511 |
Отсылка к известному эпизоду из романа Толстого «Война и мир». |
521-522 |
Аллюзия на строку из поэмы Пушкина «Полтава» – «Горит восток зарёю новой». |
526 |
Строка из стихотворения Пушкина «Мороз и солнце, день чудесный…» |
569-570 |
Минковский – физик и математик, создавший квантомеханическую модель вакуума. |
573, 576 |
«Я возвращался на рассвете. Всегда был весел, водку пил. Я на цыганском факультете образованье получил» – строфа из известной песни 19 века неизвестного автора. |
593,594,596,598 |
Отсылка к известной народной песне времён второй мировой войны – «По полю танки грохотали…». В песне есть строки: «…и залпы башенных орудий / в последний путь проводят нас», «…каков танкиста был конец», «…и будет карточка пылиться…». |
606 |
Первая строка известного романса 19 века. Музыка П. Булахова на слова Д. Давыдова. |
616 |
Аллюзия на вторую строку того же романса (см. 611) – «Минувших дней, минувших дней». |
639 |
См. 94. |
641 |
Узырга – заумь (палиндромическое отражение слова «грызу»). |
648-649 |
Имеется в виду знаменитое стихотворение Всеволода Некрасова «Живу и вижу». |
652 |
Модификация (дальнейшая эрозия) 232, 312. |
657 |
Вторая строка стихотворения Пушкина «Бесы». Только там хорей (отсутствует начальное и). |
659 |
См. 47. |
670-672 |
Аллюзия на строки из стихотворения Пушкина, входящего в состав повести «Египетские ночи». – «Зачем от гор и мимо башен / летит орёл, тяжёл и страшен, / на чёрный пень? – Спроси его» |
685-686 |
См. 195, 257 |
709-710 |
Мизер – преферансный термин. Играющий мизер обязуется не взять ни одной взятки. «Паровоз» – жаргонный преферансный термин: комбинация ходов, при которой играющему мизер даётся нескольковзяток подряд. |
713-714 |
Аллюзия на строки из советской песни «Каховка» И. Дунаевского на стихи М. Светлова. - «Мы мирные люди, но наш бронепоезд / стоит на запасном пути». |
730-732 |
См. 221-223. |
750-752 |
Вист – преферансный термин: взятка, которую берёт вистующий, т.е. оппонент того, кто заказал игру. Восьмерная – игра, при которойиграющий обязуется взять восемь взяток. «Упал» – жаргонный преферансный термин. Этим словом объявляется мизер (см. 709). |
756 |
Четвёртая строка «Евгения Онегина». |
765 |
Строка из поэмы Пушкина «Полтава». |
771 |
См. 327 |
781-782 |
См. 709-710. Коллектив – синоним термина «паровоз». |
796 |
Снос – преферансный термин: две карты, которые откладываются играющим в тот момент, когда он объявляет игру. Снос не показывается оппонентам, он кладётся на стол вверх крапом и в игре не участвует. |
797-800 |
Приблизительное (искажённое) палиндромическое отражение назад строк 796-793. Из полученных слов одни существуют, другие нет (заумь). |
801 |
Борджи – заумь. |
804 |
См. 124. |
825 |
См. 652. |
829-831 |
Имеется в виду эпизод из Евангелия – отречение апостола Петра. |
874-875 |
Аллюзия на строки из стихотворения М.Ю.Лермонтова «На смерть поэта» – «Его убийца хладнокровно / Навел удар... спасенья нет:». |