|
|
МОСТ
      Это не та дорога. Та – на Красное. А эта ответвляется на городскую свалку. Сюда и я выходил. Вот пересечение с узкоколейкой. Ещё двести метров – и свалка. Заезжаем. Сторожка и две собаки.
     – Посигналь. Где они? – сказал Валерий.
      Шофёр посигналил. Ничего.
      – Я боюсь вылезать. – Валерий, открыв дверь, стоял на подножке. – Меня один раз так поприветствовали.
      Собаки смотрели на нас равнодушно. Шофёр ещё раз нажал сигнал. Сторож появился с другой стороны. Тоже стоял и смотрел.
      – Подойдите сюда, пожалуйста, – крикнул Валерий.
      Тот ещё постоял, потом медленно двинулся к машине.
      – Чего хотите?
      Валерий крутил в руке удостоверение.
      – Ну подойдите ближе, нам спросить надо.
      – Чего?
      – Я из милиции... Вы знаете, здесь есть мост. Где узкоколейка пересекается с железной дорогой.
      – Ну...
      – Это какая дорога?
      – Какая?... Здесь на Красногвардейск...
      – А можно как-нибудь к этому мосту проехать?
      – К самому мосту?
      – Ну да, вот где пересечение...
      – Здесь никак не проедете. Через Красногвардейск можно.
      – А отсюда? Вот это куда дорога?
      – Эта – по краю свалки... Туда, в лес. Здесь не проедете.
      – А через Красное?
      – Там тоже нет дороги.
      Я прикинул расстояние отсюда до моста – всего километра полтора-два лесом.
     
      – Температура на пределе.
      – Доедем?
      – "Не могу, – говорит, – больше".
      – Вот лужа.
      – Слишком грязная... Ничего, скоро.
      Красногвардейск. Он встал у колодца. В кузове взял ведро.
      – Дальше – что? Спросить бы кого-нибудь...
      – Эй, парень, – позвал шофёр.
      – Чего?
      – Ты здесь давно живёшь?
      – Да, а что?
      – Мост знаешь, где узкоколейка пересекает вот эту дорогу?
      – Знаю.
      – Можно туда проехать?
      – Можно.
      – Садись, покажешь дорогу, – сказал шофёр. – Есть время?
      – Время-то... Да мне на поезд надо поспеть... Ладно.
      Полез в кабину.
      – А поместимся?
      – Давай, давай... Пять человек с гармошкой здесь ездят.
      Я прикинул расстояние отсюда до моста – всего-то километра полтора-два.
     
      – А Красногвардейск – это где?
      – От Балтыма влево, – сказал шофёр. – Я знаю. Там, конечно, дорога плохая... Поехали.
      Девять часов. В половине одиннадцатого стемнеет, ничего не увидим.
      – Если бы от садов, – сказал я, – напрямую. Там бы мы почти у самого моста выехали. Только я боюсь, мы там сядем... Там через лес: балочки, болотца.
      Ничего не отвечают. Развернулись и поехали.
      – Жалко, время у вас отнимаем, – сказал Валерий.
      – Да мне-то что... Мне всё равно...
      – А марка мотоцикла какая?
      – Не знаю, я не разбираюсь.
      – Чёрный?
      – Чёрный, с красными сиденьями. Фара была отвинчена...
      – Жалко, номер не заметили... Я бы посмотрел по картотеке.
      – Да мне ни к чему – номер-то... Я так...
      Вырулили назад на трассу. Пять минут и – Балтым. Налево. Стоп.
      – Воды?
      – Да, сейчас, – сказал шофёр. Взял ведро в кузове и – к колонке.
     
      Прошли до конца канавки.
      – Дальше не надо, – сказал я.
      Стали возвращаться.
      Ошибиться я не мог. Канавка та самая.
      Всё. Идём назад к машине.
      – А когда ты видел-то? – спросил шофёр.
      – В пятницу.
      – Ну! В пятницу! За это время тут не только фару – всё могли развинтить и унести!
      – Да я хотел ещё вчера, – сказал Валерий, – так машину не дали... А марка мотоцикла какая была?
      – Не знаю, я не разбираюсь.
      – Чёрный?
      – Чёрный с красными сиденьями.
      – Коляски не было?
      – Нет.
      – Жаль, номер не заметил...
      – Да мне ни к чему... Я не думал... Мало ли кто мог оставить. Оставил – потом забрал...
      – Ладно. Хоть проверили.
     
      – Воды?
      – Да, сейчас, – сказал шофёр. Взял из кузова ведро и пошёл к колонке. Закипает всё время.
      Дальше полями вдоль бесконечных перелесков. Он только успевал крутить баранку.
      Время на пределе. Темнеет.
      – А представляешь, если б на ЗИЛе, а? Точно сели б.
      – Ну. Зилок – он ведь оборотистый...
      – А ты, я смотрю, здесь неплохо ориентируешься.
      – Ну. Я каждый год здесь на уборочной.
      – Чьи же это всё угодья? Балтыма?
     – Нет, это Верхнепышминский совхоз...
     
      – А вот какая-то деревня. Что это? – спросил я.
     – Красногвардейск.
      Несколько серых домиков в сумерках. Пришёл дизель, люди идут с платформы. Высокие отвалы с той стороны путей – свалка, только больше во много раз. В низине, на фоне чёрной каймы лесов, вьются дымы – это торфоразработки понемногу горят. Жарко было.
      – Дальше – что? Спросить бы кого-нибудь...
     
      У колодца опять воды.
      – Эй, парень, – позвал шофёр.
      – Чего?
      – Ты давно здесь живёшь?
      – Давно.
      – Это куда ветка идёт?
      – На Красное.
      – А узкоколейка там её пересекает? Мост там есть?
      – Ну.
      – Как туда проехать?
      – К самому мосту?
      – Ну, в радиусе ста метров. – (Валерий).
      – К мосту?
      – Да.
      – А зачем вам?
      – Взрывать будем. Вон – полный кузов взрывчатки.
      – Нет, серьёзно.
      – Серьёзно, нам нужно туда проехать. Посмотрим на мост – и назад.
      Мнётся.
      – Садись, покажешь дорогу, – сказал шофёр. – Есть время?
      – Время-то... Да мне на поезд надо успеть... Ладно.
      Полез в кабину.
      – А поместимся?
      – Давай, давай... Впятером с гармошкой здесь ездят.
      Втеснился с краю, дверь захлопнулась.
     
      Эту изгородь я тоже видел – с другой стороны, когда подходил к узкоколейке. Охватывает, значит, всё поле – торфоразработки – и часть леса. Там она ещё не достроена: столбы кончаются – последние без колючки – и ряд пустых ям.
      Машина стояла совсем в темноте, тёмная. Подошли. Шофёр включил фары и стал разворачиваться на малом пространстве между горами щебня и лесом. Валерий снаружи корректировал его.
      Коробка передач заела.
      – Так. Умница. Нашла время. И место.
      – Первая передняя?
      – Ну. Она.
      Вынул рычаг, стал ковырять в коробке. Валерий чиркнул спичкой и светил ему туда. Что-то наконец щёлкнуло. Попробовал – назад пошла. Не то. Ещё раз. – Щёлкнуло.
      – Ну-ка...
      Теперь вперёд.
      – Ладно. Так её запомним.
      Всунул на место рычаг с тросиком. Развернулся.
      Мы сели.
     
      Я втиснулся с краю, дверь захлопнул.
      – Далеко тут?
      – До моста? Километра два, если вдоль путей. Но там дорога плохая. Мы лучше правей сейчас возьмём...
      Пути переехали.
      – Куда?
      – Вот сюда сворачивай, к свалке...
      Время на пределе. Темнеет.
      Вниз через дымящееся поле. Сначала по щебёнке, потом прямо по чёрному. Торф.
      Перелески.
      – Во, прямо на дороге горит...
      Есть объезд.
      – А что за изгородь?
      Далеко-далеко бетонные столбики с колючкой.
      – Не знаю. Это военные строят...
      – Военные?
      – Испытывать что-то будут. Скважины бурили.
      – Здесь по воде – место, – сказал шофёр. – Колодцы у вас в Красногвардейске хорошие.
      Эту изгородь я тоже видел – с другой стороны, когда подходил по узкоколейке. Охватывает, значит, всё поле и часть леса. Там она ещё не доделана. Столбы кончаются, и ряд пустых ямок. Значит, сейчас мы туда и выедем.
      Узкоколейка.
      – Вот, – сказал парень. – Дальше я вылезаю и иду назад. А то на поезд опоздаю. А вы ещё вдоль столбов проехайте, сколько можно... Тут они строят, наездили дорогу...
      – А сколько здесь до моста?
      – Метров пятьсот.
     
      – Ну, ты был здесь? – нетерпеливо спрашивал Валерий.
      – Был, был, всё верно. Вон видишь, насыпь туда подымается.
      – Мост поверху проходит?
      – Да.
      Однако, по моим представлениям, узкоколейка должна была перед мостом сделать ещё поворот...
      – А от моста там сколько.
      – Метров сто, не больше... Там слева идёт такая канавка...
      – Он в ней лежал?
      – Да... Но теперь-то уж...
      – Ничего, проверим.
      Темнеет быстро. В лесу уже не видно почти ничего.
     
      – А сколько здесь до моста?
      – Метров пятьсот.
      – Ого... А ближе?
      – Ну, вон туда ближе, я же говорю...
      Парень ушёл. Поехали вдоль насыпи. Дорога раздвоилась: одна вниз, в лощину вдоль насыпи – и всё ниже, – другая держится поверху, около леса. Решили поверху. Метров через пятьдесят изгородь кончилась, а с ней и дорога. Сюда я выходил. Поворот в грязной колее между кучами камней и лесом.
      – Всё. Дальше пешком, – сказал я.
      Валерий с сомнением спустился в лощину, потом взобрался на насыпь, огляделся.
      Пошли неуверенно. Сколько тут идти? – По моим представлениям, узкоколейка должна была ещё сделать поворот перед мостом. Но она шла прямо, насыпь заметно начала подниматься.
      – Ну, ты был здесь? – нетерпеливо спрашивал Валерий.
      – Был, был. Всё верно. Сейчас придём. Вон уже насыпь выше деревьев.
      Моста не было, да мы и не могли его видеть. Он возник внезапно перед нами – на самой высокой точке подъёма. Чёрные старые брёвна на чёрных же столбах. Внизу железнодорожный путь. Лес с четырёх углов. Глухое место. Действительно, никаких дорог.
      – Теперь сюда. – Я нырнул под мост и по откосу стал быстро спускаться к полотну. На ту сторону и направо.
      Да, темнеет. В лесу ничего не видно. Здесь ещё кое-как.
     
      – Сколько от моста? – спросил Валерий. – Он был виден?
      – Виден. Метров сто, не больше... Вот. Здесь начинается канавка. Вот она... По ней пройдём.
      – Он в ней лежал?
      – Да...
      Ничего нет.
      Прошли до конца канавки.
      – Дальше не надо, – сказал я.
      Стали возвращаться. Ничего нет.
      Ошибиться я не мог. Канавка та самая.
      Впрочем, я не рассчитывал. Мало ли кто мог оставить мотоцикл? Оставил, потом забрал... Припрятал... Да даже и не припрятал... Оставил – забрал, – его дело.
      Валерий, наверное, всё-таки надеялся. Теперь замолчал.
      Идём назад к машине.
      – А когда ты видел-то его? – спросил шофёр.
      – Давно. В пятницу.
      – Ну! В пятницу! За это время тут не только фару – всё могли развинтить и унести!
      "Теперь придём – и машины нет", – хотел я сказать. Но машина была: совсем в темноте стояла тёмная. Шофёр включил фары.
      Он стал разворачиваться на узком участке между гор щебня. Мы корректировали его.
      – Что за чёрт!
      Коробка передач заела.
      – Не переключается... Вот нашла время... И место...
      – Первая передняя?
      Вынул рычаг, стал ковырять в коробке. Валерий зажигал спички и светил туда. Что-то щёлкнуло. Проверил – назад пошла. Не то. Ещё раз. – Щёлкнуло.
      – Ну вот, – сказал он, – дело-то, похоже, было не в бабине, как говорится...
      – А в том... который сидел в кабине.
      – Во-во... – поставил рычаг на место. Развернулся.
      Мы сели.
     
      – Да, температура на пределе.
      – Доедем?
      – "Не могу, не могу, говорит, больше"...
      – Ничего, скоро.
      – Ух ты, прямо на дороге горит!
      Там теперь даже светился огонь в темноте.
      – Объезд.
      В Красногвардейске встал у колодца, ведро взял в кузове, пошёл. Вода в радиаторе бурлила.
      – Да... Жалко время только у тебя отнял, – снова сказал Валерий.
      – Ничего... Это тебя жалко: работа – ездишь-ездишь...
      – Ну... Всё-таки проверили...
      – А мне и в голову не пришло заявлять. Я как-то... Это Никишин такой аккуратный, – как услышал... Я пошутил: нужен тебе мотоцикл? – возьми: валяется... А он ведь работает у вас... или работал?
      – Где?
      – В милиции.
      – Никишин? Как же, работал он!... Он только бегал за общество "Динамо"... Вот что, давай-ка я пока запишу твои данные, – он включил свет в кабине, раскрыл папочку, с которой всё это время не расставался, носил в руке.
      – Ну, это так, конечно, формальность, – сказал он.
      Я был с ним совершенно согласен и спокойно продиктовал всё, что нужно, не подозревая тогда, какое из этого последует невероятное продолжение.
Следующий
Предыдущий
Содержание