ВОСЕМЬ ПЕСЕН ОБО ВСЕМ
эту песню обо всем
выросшую даром
называем поросем
в смысле божьим даром
О замысле
I
голос тусклый
стертый
собирательный
говорит ветеран обыденности
продукт обесцвечиванья человека
именем законным
то ли победитель
то ли защитник
то ли камень
какая разница?
он ведь не от имени
а от безымянности
не по зову сердца
а по месту жительства
или это несколько
сухих голосков
сплелись в коллективный венок
от товарищей по работе?
II
текст растет прихотливо и скупо
ты пытаешься жить с ним бок о бок
воссоединяешься украдкой
точишь его как саблю
выращиваешь как кристалл
сразу во всех местах
по болоту буден
прыгаешь с фразы на фразу
чтобы не делить время
на рабочее и прочее
чтобы размыть границу
между жизнью и письмом
III
закрылся на кухне
один на один с немотой
между жизнью и письмом
есть нейтральная полоса
приближаясь к ней
пустеешь и немножко страшно
тут главное вытерпеть пустоту
ловить слова по одному
пока не срастутся в строки
иногда переход границы
занимает час или два
а порой
он увязает на полпути
и усталый отступает
IV
итог должен быть прост
ни одного лишнего слова
табу на цитаты и даты
мерещится связка фрагментов
соленых и сухих
как рыбка к пиву
V
жизнь его
как и он сам
на девять десятых из воды
речи его
рыбы летучие
над водами прыг
обратно плюх
VI
как аллегорический петух
разбирает мусорную кучу
в поисках доказательств
собственного существования
VII
мир его побеждает
численным преимуществом
а он его
буквенным могуществом
VIII
самое главное
может быть сказано
только между прочим
О снах
I
сны повывелись
коллекционные экземпляры
старается записать
например
ночь
офис в небоскребе
внизу мелькают огни
там восстание манекенов
дверь дрожит
рушится слой за слоем
до последнего
в лунном свете сверкает
макушка незваного гостя
а в основном банальность и чушь
лучше уж никаких
чем такие
II
большая белая дворняга
повторяет с улыбкой
я Таня
тетя Таня
нет у него
тети среди Тань
правда есть одна
крупная блондинка
может это она?
III
очередь в столовой
народ ропщет
является судомойка
нагло заявляет
у нас не хватает вилок
кто-то их портит
он начинает скандалить
это ваши проблемы
проснулся на взводе
IV
шеф говорит
собирайся
переезжаем в деревню
автобус подходит битком
ему не хватило места
джинсовые шорты
шуба с капюшоном
стыдно и некуда деться
V
полуголый
небритый
ходит по квартире
трусы на бедрах
сын говорит
пап
у тебя задница грязная
VI
сибирское село
стройотряд
барак
на полатях одноклассница
нарожала негритят
VII
наяву собирался
во сне решился
позвонил бывшему другу
оба пыхтели в трубку
не знали что говорить
проснулся и передумал
VIII
на крыльце гастронома
нашел потрепанный томик Чехова
внутри молдавская валюта
приятель сказал
это сон о бесполезном даре
IX
увидел себя во сне
как в жизни
седого
в ветровке и джинсах
подошел и спросил
слушай
а ты действительно я?
О подлинном
I
в зрелости подлинна
только обыденность
все устойчивое
неминуемо приобретает
ее привкус
над тобой висит
немой ангел цвета беж
а все яркое
по большей части ненастоящее
II
территория настоящего
в смысле неотменимого
шагни за ее пределы
уткнешься в упругие
неподатливые мнимости
этот путь чреват бесчувствием
это такой ад
и оказывается
все блуждания лишь для того
чтобы лучше представлять
границы своего жилья
III
академия одинокой ходьбы
срамное радио в маршрутке
неразлучные клава и мышь
жгучие чайные пакетики
сколиозные столовские подносы
ужин под новости
а перед сном
всегда
воспоминание о смерти
рукоблудие на буднях
секс по выходным
стена непрочитанных книг
невозможность сдвинуться
с точки существованья
ни вправо
ни влево
тщетные попытки думать
навязчивое отсутствие чувств
внезапное обретение смысла
в случайном чтении
и фрагментарном письме
IV
утром рожу заморожу
вечером оттаю
по образу жизни он полярник
V
от всякого действия
ждет явной пользы
или явного вреда
злится когда
этого не происходит
то есть почти всегда
VI
зато он умеет
плевком успокаивать вещи
VII
жизнь приходит в упадок
выпадает в осадок
выдыхается
и никак не может выдохнуться
кажется выхода нет
но это не так
выход всегда есть
но и это неправда
выход мерцает
то исчезая
то появляясь
в самых неожиданных местах
VIII
все самое главное
возникает случайно
ощущение неизбежности
приходит задним числом
IX
тихо в ванной
слышно как соседка
зевнула
вздохнула
и стала мочиться
X
если жизнь измельчить
заварить
процедить
остудить
до комнатной температуры
получается быт
XI
чудь белоглазая
с ней чуть было
не случилось чего-то
чуть было не назначили
чуть было не побили
чуть было не развелись
чуть было не выиграла
чуть было не изменила
чуть было не умерла
жизнь на грани случая
случай не случается
XII
все больше молчит
потому что ему
все ясно
насчет себя и мира
XIII
вскрытие показало
что ему было нечего скрывать
О движении
I
с точки зрения пассажира
автомобиль куда живее поезда
простор открыт
и слишком много мест
где хочется сойти
кажется
если махнуть через лес
обязательно выйдешь
к теплой избе
доброй одинокой хозяйке
что накормит-напоит и все такое
и останешься ты на постое
пока тишина не надоест
то дремлешь
то грезишь по сторонам
грусти просторно
глаз не устает
II
езда междугородняя
блистательно живая
ею дышал
впитывал очами
а вдоль дороги
села и деревни
кафе и трактиры
вяленая рыба и грибы
яблоки и картошка
продавцы у костерков
на фантастическом фоне
светящихся полотенец
исполинских мягких игрушек
и вечер вырезает из округи
силуэты церквей да кладбищ
III
городской
он считает
перелесок своим
переулок чужим
и когда наблюдает поля
в нем отражается
малая толика
их глубины и тайны
пейзаж растворяет его в себе
лечит
освобождает
и потом ему всегда нравилось
проноситься мимо всего
IV
а в городе все просто
катают туда-сюда
фанерные силуэты
поехали отсюда
здесь не о чем подумать
О желании
I
где ты объект желания дважды смутный
то есть
а) наводящий смуту
б) имеющий смутный (мелькающий) силуэт
отныне лишь мелькающее можно вожделеть
статические объекты
демонстрируют наблюдателю
невозможность желания
II
отсутствие тайны как трофическая язва
похоть как жест отчаянья
социальное как синоним механического
по самое некуда в мертвой воде
пришел в отчаянье с работы
мозги валятся из рук
III
кончил на офисный стол
освятил мертвечину
IV
подобно парам фосфора
в присутствии кислорода
он воспламеняется
в узком диапазоне давления
его не трогает
тот кто его трогает
не отворачивайтесь от него
не давите
не пренебрегайте
не навязывайтесь
а главное
больше мелькайте
и тогда
может быть
он вас захочет
V
стопкой раньше еще не хотелось
стопкой позже уже расхотелось
иногда
он кажется себе лишь тенью
того парня
что воскресает между рюмками
VI
хорошая попойка дарует
два воскресения
разделенных
одним успением
VII
пускай он чайник
зато горячий
VIII
проваливаясь из истории в историю
а потом
не дожидаясь финала
назад
все его неприличные предложения
хорошо начавшись
не имеют продолжения
IX
с объектами желанья связано
понятие интересного
например
нижнее белье
бюстгальтер
из какой он ткани
какого цвета
и что там внутри?
ниже пояса
уже не так интересно
там начинается реализм
а выше еще романтика
был бы художник
написал бы натюрморт
лифчик на книге
X
раньше ему нравились осенние объекты
запомнился один такой
в районной типографии
заглянула в кабинет
и говорит
мужчина
вам шпроты нужны?
теперь он сам почти осенний
поэтому ему нравятся летние
XI
на выставке горбатого авангарда
запомнил картину
бабы и дети
плоские фигурки в готическом лесу
у одних
лица будто окна
(сквозь них виден лес)
у других запотевшие зеркала
ему кажется
это очень точный взгляд
его волнуют
сквозные стихийные лица
как у заслуженных русалок
XII
конечно
она сволочь и дура
но в отличие от других
могла бы стать объектом желанья
и это
смягчающее вину обстоятельство
XIII
скептику остается
держаться за то что любит
а не то наступит ад
как один душевед предсказывал
XIV
трогать живое
глазами
руками
словами
шагами
и снами
XV
все утро ерзал
как ни приляжешь
мешает сердце
О друзьях и знакомых
I
их лица стираются как монеты
давно в обращении
стали друг другу
случайными встречами
приятными воспоминаньями
местоименьями вместо имен
круговое движение
в сторону окончательной потери
интереса друг к другу
II
что сказать
если нечего сказать
если можно только дать или взять
если встречаешь почти отраженья
скажи банальность или глупость
из вежливости
III
в следующий раз
о чем-нибудь другом
коммуникация сшивается повторением
успокаивает
убаюкивает
погружает во чрево
механической речи
мир большей частью туши
держится на повторении
жизнь
пьеса в трех серийных действиях
семья
служба
дружба
с вкраплениями случаев
IV
издали думаешь о человеке
совсем не как в упор
мысль движется
изгибаясь в поле притяжения
темных массивных объектов
с туманными именами
надежда
ожидание
предчувствие
желание
а вблизи
человек сам себя
развенчивает и дискредитирует
V
новые знакомцы
часто оказываются хитрее
чем кажется
но почти никогда
умнее
имеется в виду чистый разум
а не прикладной ум
VI
общение паллиатив чтения
чтение паллиатив творчества
творчество паллиатив религии
религия невозможна
VII
читали
слушали
смотрели
одно и то же
однако
ты хочешь сконцентрироваться
он рассеяться
твоя болевая точка видится ему
утомительной горизонталью
у тебя
сын перевесит все книги
но зачарованность словом
не поддается лечению
а он
ничем особенно не очарован
не хочет детей
твоя жизнь отягощена смыслами
твоя тоска
от разорванности меж ними
от невозможности срастить
его скука
от отсутствия
хотя бы одного настоящего смысла
ты зверь в конвульсиях
он столб в шатаниях
VIII
признавался в бане
что-то со мной происходит
говно в унитазе тонет
IX
так редко хочется о людях
так мало прыти в них копаться
рой глубже
а потом окажется это могила
X
общение как дыхание
становится затрудненным
прерывистым
люди ему неинтересны
и он заметил
что это взаимно
О поэзии улиц
I
как маленький
вечно тащит в глаза и уши
всякий мусор
II
пятеро подростков
и почему-то по росту
куда-то спешили
о чем-то шумели
- штука баксов блядь!
сказал самый высокий
- штука баксов сука!
согласился его сосед
- штука баксов на хуй!
подхватил середняк
- штука баксов блядь!
- штука баксов сука!
откликнулись остальные
короткие мантры
самые мощные
такие способны порождать богов
III
по дороге домой услышал
настоящее русское хокку
так а хуй ли?
они видят
все пиздец приходит блядь
так говорил в маршрутке
один работяга другому
О времени
I
вид из окна вызывает
ужас и отвращенье
сорок лет
два окаменевших близнеца
смотрят друг на друга
между ними застряло время
здесь выбиванье ковров
подобно салюту над братской могилой
здесь
деревянные старухи
их тряпичные собаки
брань и мусорные баки
здесь
каждую осень по округе
гуляют похоронные оркестры
кажется
ты живешь здесь вечность
а вечность
это усталая женщина
спящая под телевизор
II
живет уже в третьей эпохе
первая была лживой
вторая наивной
зато третья
честная
свободная
безвоздушная
он чувствует в себе
тяжесть ее пустоты
III
кажется это он убивает время
а на самом деле наоборот
IV
сосуд скудельный
ты весь в узорах
тончайших трещин
а прежде
читал стихи в общественном трансе
хранил билетик до самой урны
мог за день двенадцать пива
бодрствовал полночи с пятницы на субботу
отныне
всякий значительный сбой в режиме
выходит боком
мигренью
рвотой
дожил мерин до умеренности
пора себя поберечь
V
жизнь лежала в траве
вдруг кто-то поднял ее
и бросил с размаху
она полетела
но как-то бескрыло
хотя и со свистом
VI
пробираясь по жизни
человек меняет форму
то ноги вытянутся
и он смотрит на мир сверху
то распухнет голова
и шея еле ее удерживает
то член путается в ногах
мешает передвигаться
центр тяжести блуждает
от детского до лобного места
с остановками в диафрагме и пупке
реальный возраст
обратно пропорционален
интенсивности таких метаморфоз
VII
открыл способ замедления времени
оказывается
если растягивать движения
время вокруг тебя
загустевает
будто гребешь руками по воздуху
и появляется вода
вчера
плавно предаваясь
текущему моменту
умудрялся весь день сохранять
равновесие духа
VIII
посторонние мысли притормаживают время
создают сцепление
между жизнью и человеком
замедляют скольжение под уклон
а без них
сила трения о время
всегда стремится обнулиться
IX
задача времени
сделать нас неинтересными
потихоньку убить
выпотрошить
смастерить из нас чучела
хорошо если красивые
X
одиночество больше общества
молчание больше речи
болезнь больше здоровья
отклонение больше нормы
мало больше много
ничего больше мало
но и это еще ничего
негативная диалектика
февраль-август 2003 года