ЖИВАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ЛЕВИНА И СТРОЧКОВА
(Изд. 18, обновленное и дополненное. Изд-во «Живая энциклопедия», Москва, 2098)
ОТ РЕДАКЦИИ
Энциклопедии и справочники всегда запаздывали. Любое издание такого толка, в силу известных причин, обычно лишь фиксировало уже свершившиеся события и приводило давно канонизированные их трактовки. Оттого энциклопедия и была всегда чем-то вспомогательным и второстепенным. Лишь просветители XVIII века да издатели собрания сочинений Ленина попытались актуализировать креативную функцию своего издания, но результат оказался, как мы знаем, весьма плачевным.
Сегодня пользование энциклопедиями классического типа остается уделом узких специалистов, сверяющих по ним инициалы и даты рождения. Даже Интернет-энциклопедии нового времени, включившие в себя полные каталоги живописи, музыки и кино, полные тексты всех изданных и неизданных произведений, публичных речей и интервью, транскрипты телеконференций и проч., не претерпели никаких принципиальных изменений.
На протяжении двух столетий все составители энциклопедий, справочников, библиографий следовали этой парадигме – до тех самых пор, пока не появилась замечательная «Живая литературная энциклопедия Левина и Строчкова».
Задача, поставленная авторами еще в конце прошлого века, отличалась по тем временам большой смелостью и новизной. Авторы энциклопедии нового типа предложили не фиксировать задним числом и даже не предсказывать, но предопределять события, в ней изложенные.
О влиянии великой силы слова (ВСС) на реальность было известно довольно давно, но понималось такое влияние либо в узко прагматическом смысле (миссионерская деятельность, агитация и пропаганда, реклама, раскрутка), либо в метафорическом. Обобщенная формула, определяющая величину и направление ВСС, была выведена Н. Байтовым (см. соответствующую статью в наст. изд.) лишь в середине нашего века, когда стало возможным применение векторного пробабилитического исчисления к сложным системам (2044, Ноб. прем. 2076).
Однако, уже во второй половине прошлого века было показано, что, с точки зрения истории, описание события в прессе важнее самого события (как известно, в Микушевича формулу для ретроспективной ВСС (см.) тираж или количество обращений к веб-старнице входит аргументом в четвертой степени), что привело к засилью имиджестроительных стратегий в искусстве XX – начала XXI веков.
Примерно тогда же стало ясно, что любое произведение хорошо не само по себе, но лишь тогда, когда оно дает веб-обозревателю или искусствоведу пищу для оригинальной интерпретации, а автор, вне зависимости от таланта, – хорош лишь тогда, когда дает вышепоименованным королям масс-медиа информационный повод писать о себе. Поэтому-то акционность и перформативность искусства вышли в те годы на первый план.
Все это вызвало колоссальный крен в культуре нашего века и едва не привело к глобальному и необратимому нарушению экологического равновесия ноосферы. Усилиями Левина и Строчкова описанная тенденция была локализована и экологическое равновесие удалось постепенно восстановить.
Веб-обозреватели и тележурналисты были и остаются творцами истории, творцами ретроспекции. Но художник, благодаря своему умению влиять на будущее, стал сегодня творцом перспекции – в той степени, в какой это позволяет ему Микушевича формула для перспективной ВСС (см.), куда тираж входит аргументом в степени одна вторая, а проекция таланта на вектор времени – в четвертой.
Интересно, что Левин и Строчков практически в первый же год работы над «Живой литературной энциклопедией» (1997) отказались от очевидной, казалось бы, методики линейных и нелинейных экстраполяций и перешли к суггестивному воздействию на реальность (т.н. СВР- методика (см,)). Впервые внятно артикулирован этот принцип был 1 апреля 1998 года на историческом собрании в Литературном музее (см. Пригов Дмитрий А. «Второе тысячелетие в литературе. Мемуары.»).
Благодаря развитию этого метода в «Живой энциклопедии», сегодня общественность имеет возможность заранее готовиться к знаменательным событиям, веб-обозреватели – своевременно писать рецензии на еще не вышедшие книги и программы, а искусствоведы – монографии о еще не родившихся авторах. Хотя порождающий механизм «Живой энциклопедии» (см. «Суггестивного генезиса опции») не позволяет исследователю или критику влиять на творчество еще не родившегося автора, предопределять содержание или стиль еще ненаписанного произведения, зато он может уже сейчас всемерно обогатить будущее произведение оригинальными интерпретациями, интертекстуальными гиперссылками и справочным аппаратом.
В дальнейшем идеи основоположников СВР были развиты И. Ахметьевым в его «Перспективных библиографиях провинциальных поэтов», А. Глезером в постоянной инсталляции «Будущие антибукеровские шортлисты» (музей им. Глезера), Дм. Кузьминым в «Новом WWWавилоне» и, в особенности, Н. Байтовым, который при помощи своих знаменитых «Таблиц мировых констант» сумел за 70 лет, прошедших со дня первого издания таблиц, поднять скорость света уже на 24%, а число p снизить на 14 сотых, перевернув тем самым наши представления о трансцендентном (Ноб. прем. за 2051).
Издательство «Живая энциклопедия» готовит к выпуску ряд новых книг. Среди них «Энциклопедия живого самиздата» под ред. Г. Сапгира (изд. 19, переработанное и дополненное), «Строфы века» под ред. Евтушенко (изд. 3, стереотипное), ежегодник «Итоги культуры» под. ред. Л. Рубинштейна, «Синтаксис, пунктуация и ориентирование на местности» М. Айзенберга, «Не надо врать!» Вс. Некрасова и др. Готовится к изданию также четырнадцатый том энциклопедии маргинальных жанров под ред. В. Курицына-отца, который будет посвящен надписям на стенах интернет-туалетов.
«Живая энциклопедия» вновь выражает благодарность Ивану Ахметьеву за книгу «Даты жизни русских поэтов», столетие со дня выхода которой мы будем отмечать в будущем году. Только благодаря этой очень своевременной книге и стала возможна столь длительная и плодотворная работа редакции и всего коллектива русской литературы.
Ахметьев Ив. Алекс. (1950) – рус. поэт-минималист, автор поэтич. сборн. «Миниатюры» (Мю.1990), «Стихи и только стихи» (М.1993), «Приятно руку» (М.2001), «Положить» (М.2007), «На стол» (М.2111) и др. Большую известность получил в начале XXI в. как составитель поэтических антологий, родоначальник жанров концеперпетуальной антологии (см.), паратекстологической антологии (см.), психоконцептуального комментария (см.). Автор основополагающих исследований по прикладной библиографии и психоконцептуальному комментированию, один из составителей «Полной карты "Бронзового века"» (WWW, 2012). Лауреат «Золотой самописки» за 2007, «Серебряной клавиатуры» за 2010 и «Бронзового Джойстика», дипломант "Washington Awards" (2004), поэт-лауреат Некрасовского института в Малаховке (2021), действительный член Академии естественной поэтической речи в Лозанне. Автор справочного издания «Даты жизни русских поэтов» (М.1999), оказавшего большое влияние на даты жизни русских поэтов, и «Перспективных библиографий провинциальных поэтов», оказавших большое влияние на судьбы литературы российских регионов.
Сухотин Мих. (1957) – рус. поэт-концептуалист, автор книг «Великаны» (М.1995), «Нрзб» (М.1999), «Желтая птичка» (СПб, 2008) и др.
СТРОЧКОВ, Вл. Як. (псевдонимы: В. Строчков, В. Я. Строчков, В. Я. Тучков, Вяч. Костров, В. и А. Лукьянов) (род. 1946), рус. поэт, основоположник Полисемантики (см.). В стих., пронизанных филос. размышл. о судьбах языка, достигает высочайшего поэтическ. накала. Внес весомый вклад в наши представления о языке как органе человеческого тела. В поздний период творч. С. перешел к Интернет-литертуре, создав непревзойденный шедевр интерактивной гипертекстовой поэзии – виртуально-эпич. роман в стихах «Махабхерата-Плюс».
Теоретические работы в обл. пренатальной дистрибуции и посткоитальной рефлексии, а также по теории отрицательного интерлиньяжа. Почетный докторант университета в Марбурге, почетный доцент Мичиганского технологического института в Харькове, лауреат Курицынской премии в области вербализации и транскрибирования.
Издаваемый С. с 1994 по 2034 гг. журнал «Аккорд» награждался орденом Ленина (2002), орденом Церетели третьей степени (2019), «Золотым саундом» союза композиторов, «Золотым Enter'ом» союза журналистов, «Золотой мышью» союза дизайнеров и «Золотым курсором» союза художников-графиков, а также переходящим бюстом Сперанского.
Занимал ряд крупных госуд. постов, в т. ч. руководил Комитетом РФ по лингвостратегическому планированию (2034-2049 гг.) и Главным экспертным советом по полисемантике при президенте РФ (2049-2055 гг.).
Лауреат Пушк. прем. (1999 г.), госпремии в обл. лит. (2046 г.), обладатель среднего Букера (2014 г.). За том избранных уставов и отчетов награжден Пулитцеровской премией (США) и специальной премией Союза почетных китайцев Российской Федерации (2005 г.), действительный член Французской Академии, Парижского клуба стран-кредиторов, президент русского Пенклуба (с 2011 г.) и Австралийского совета по делам кенгуру (с 2036 г.). Кавалер ордена «Герой туда» четвертой величины, обладатель именной трубки мира и знака «Почетный китаец РФ».
Поэмы «Великий Могук», «Больная Р.», «Коллапсандрия», «Третье спряжение». Сборники стих. «Глаголы несовершенного времени» (1994), «Онливерсальность бытия» (1999), «Полусемантика» (2009) и др., книга прозы – «Избранные уставы и отчеты», интерактивный роман в стихах «Махабхерата-Плюс» (2021 г.). Автор 16 текстов на музыку А. Левина (см.).
СРАЩЕНИЕ БЛИЗНЕЦОВ (ПАГИЯ) (от греч. pagos — скованный) — биологический феномен сращенных близнецов.Известно несколько разновидностей этого довольно редкого явления:
1. ПИГОПАГИЯ (от греч. pyge — крестец) — порок развития, при к-ром близнецы сращены в области крестца. Лечение хирургическое.
2. КСИФОПАГИЯ (от греч. xiphos — меч) — порок развития, при к-ром близнецы сращены в области мечевидного отростка грудины. Наиболее подробно описанный случай — т. н. сиамские близнецы Чанг и Энг (1811-1872). Клинический прогноз неопределенный.
3. СТИЛОПАГИЯ (от греч. stylos — палочка и латинск. stilus — стержень для письма) — порок развития, при котором близнецы сращены в области рудиментарного пишущего придатка. Большинство известных случаев С. характеризуется сопутствующими пороками развития, в частности, склонностью к писательству, вспышкам необузданного гнева, иным формам фрондерства и диссидентства. С. имеет несколько подвидов, различающихся как по генеалогическим признакам, так и по характеру сопутствующих пороков развития.
Генеалогическая С. 0 порядка или аутостилопагия: близнецы-стилопаги, в большинстве случаев монозиготные (однояйцевые), являются т. н. самобратьями или самородными братьями (напр. бр. Гарин-Михайловский, бр. Мельников-Печерский). Хирургическое лечение в большинстве случаев невозможно.
Генеалогическая С. 1 порядка: монозиготные или гетерозиготные (разнояйцевые) близнецы-стилопаги являются родными братьями (напр. бр. Э. и Ж. Гонкуры, бр. А. и Б. Стругацкие. Последние, предположительно, являлись монозиготными близнецами, на что указывает небезызвестная фомула «А и Б сидели на трубе» (одной?)).
Генеалогическая С. 2 порядка: близнецы-стилопаги являются фрагментарно-родными братьями (напр. триплетные братья Ильф и Петров и В. Катаев. Интересной особенностью этого случая является то, что В. Катаев являлся одновременно внебиологическим (крестным) отцом биологических небратьев Ильфа и Петрова).
Генеалогическая С. 3 порядка: близнецы-стилопаги являются двоюродными братьями (т. н. кузеностилопагия) или состоят в еще более отдаленных формах родства, свойства или близости (напр. Серапионовы бр., лесные бр., бр. по разуму).
Астилопагия: близнецы-стилопаги не проявляют склонности к писанию текстов (напр. лесные бр.)
Гомостилопагия: близнецы-стилопаги проявляют склонность к совместному писанию текстов (напр. бр. Гарин-Михайловский, бр. Мельников-Печерский, бр. Гонкуры, бр. Стругацкие).
Гетеростилопагия: близнецы-стилопаги проявляют склонность к раздельному писанию текстов (напр. триплет Ильф и Петров и В. Катаев, Серапионовы бр.).
Полистилопагия: близнецы-стилопаги проявляют склонность как к совместному, так и раздельному писанию текстов. Интересным примером этого подвида является случай близнецов В. Я. Строчкова и А. Ш. Левина.
Случай характерен целым рядом патологических девиаций. Процесс рождения близнецов растянулся на 11 лет (1946 — Строчков, 1957 — Левин), собственно же феномен срастания проявился уже в тот период, когда оба близнеца были раздельнопишущими половозрелыми особями и имели автономные полносоставные семьи (причем характерно, что от обоих родилось по два мальчика). В последующие годы феномен имел ярко выраженный прогрессирующий характер.
Приоритет в открытии этого феномена принадлежит известному исследователю сложных систем П. Митюшеву, не только опубликовавшему факт его существования, но и давшему ему динамическую количественную оценку (см. Кто есть кто в современной культуре. Справочник. Вып. 1. М., Гуманитарный фонд, 1992).
В специальной литературе случай С. и Л. известен как «московские близнецы». В частности, выпущенный в 2047 Воениздатом песенник, в который вошли песни, гимны, кантаты, оратории и народные частушки, посвященные С. и Л., имел название «Строчков и Левин — близнецы-братья».
В 2046 году, после смерти Строчкова, появилось сообщение известного владимирояковлевичеведа В. Я. Тучкова, присутствовавшего у смертного одра С., которое произвело на специалистов впечатление разорвавшейся бомбы. По утверждению Тучкова, последними словами С. были следующие: «Мы с Сашей родились от разных отцов, но у разных матерей».
Текстологический анализ этой фразы позволил ученым с высокой степенью вероятности сделать вывод о том, что С. и Л., будучи близнецами-стилопагами, не были при этом братьями.
В свете этих данных выдающийся паталогоанатом-постмодернолог Курицын (внук) выдвинул смелую и оригинальную гипотезу о том, что С. и Л. на самом деле являлись близнецами-сестрами. В настоящее время гипотеза проверяется архивными изысканиями и экспериментально.
4. КОПРОПАГИЯ (от греч. kopros — кал) — сравнительно мало изученный порок развития, первые сведения о котором появились в последние годы (см. феномен Яркевича-Сорокина). Лечение по-преимуществу орально-проктологическое. Клинический прогноз тяжелый.
|