Борьба с компьютерным пиратством началась. С наступлением нового, 1997 года года пират задрожал (?) и попрятался (?): ему теперь светит уголовная ответственность (???)...
Подавляющее большинство компактов с программами, составляющих наши библиотеки — пиратские. Репертуар известный, охватывающий все сферы компьютерного бытия — лучшие программы для Windows, лучшие программы для Windows 95, лучшие программы для Windows NT, лучшие программы для OS/2, русский офис, мультимедиа, издательские и музыкальные программы, Интернет и, конечно, игры, игры, игры...
Те чинные фирмы, которые торгуют лицензионным программным обеспечением, весьма этим обстоятельством огорчены. Производители негодуют. А продавец и покупатель нашли друг друга и довольны друг другом необыкновенно.
Еще бы, у одних неизменный спрос и огромный оборот, у других широчайшие возможности выбора. Для покупателей дело не только в экономии средств на покупку программ — у немалого количества компьютеровладельцев хватило бы денег на приобретение легальной копии Windows 95 и Microsoft Office. Просто нам жутко интересно, какие еще программы вышли в свет и зачем они. Покупая пиратский компакт, кроме какого-нибудь Word'а получаешь еще сотню интересных и непонятных штучек, в которых приятно покопаться, приятно их попробовать, покрутить, "потестировать".
Покупают ведь только то, что действительно, несомненно и неотложно необходимо. А любопытство — вещь бесплатная, но очень сильная. Несчастный американец с зарплатой 20-30 тысяч в год (100-150 млн. руб. в переводе на наши) не мог себе позволить нортоновские утилиты купить, пользовался досовскими, которые похуже, победнее — это ведь отдельные деньги платить! Он только мог в журнале прочесть, что вот такую еще штуку придумала фирма такая-то. Ах, как интересно!.. А фирма такая-то еще лучше придумала. Да что вы говорите!..
А мы все лично посмотреть можем. Нам, как поется, нет преград.
Да и как покупать программы, когда рекламе верить нельзя? На бумаге у них все схвачено, все учтено могучим ураганом, а возьмешься работать — этого нельзя, то не предусмотрено и совместимости с другими программами почти что и нет.
Пробовать, все пробовать лично! Во все потыкать, все повертеть в руках, рассмотреть вблизи.
Вот тут и идет в дело китайская или болгарская продукция — шампунь и кондиционер в одном флаконе. Сто игр, сто программ на все вкусы. Смотри, выдумывай, пробуй. И все за сорок тысяч! (Правда, есть и отечественные пираты, которые пишут "на золоте" и потому продают свою продукцию по 100 тысяч. Но это нам тоже по силам иногда.)
Вообще, пиратский сборник программ напоминает толстый литературный журнал. Здесь, так сказать, и стихи, и проза, и умные теоретические рассуждения о том, что вы и так знаете или о том, что в гробу видали в белых тапочках. И все под одной обложкой, за одни и те же небольшие деньги.
Разве ж вы стали бы просто так читать стихи, о массовый читатель мой?! Пошли бы в "Гилею" или "19 октября" покупать современных поэтов?! Нет, конечно. А возьмете в руки "Знамя" или "Дружбу народов" и, промежду рассказов-романов, глядишь, прочтете стишок-другой, может что и понравится1. А не понравится — не беда, силой никто не заставляет.
Так же и со сборниками программ. Наряду с тем, ради чего вы, собственно и покупали компакт, получаете какой-нибудь жутких размеров Adobe Photoshop (профессиональный графический пакет для битмэповой графики — вроде как роман-эпопея), какие-нибудь мелкие примочки вроде архиваторов, антивирусов или MPEG-плейеров (программ для просмотра видеофайлов формата MPEG — наподобие стишков, штуки в жизни не очень нужной, но очень приятной), какие-то совершенно замечательные программы, которые никак не удается установить — то ли потому, что они плохо расколоты, то ли потому, что вы ни хрена не понимаете в компьютерах — и возня с ними заменит вам интеллектуальные головоломки современного авангарда.
У многих, конечно, эти мои рассуждения вызовут недоумение и даже возмущение: это же все ворованное! Это же все интеллектуальная собственность! Люди работали, а эти украли, а вы...
У меня тоже вызывают недоумение и даже возмущение мои собственные рассуждения. Так на то я и виртуальный автор. Мне, как существу нереальному, имеющему чисто компьютерное происхождение, очень понятно, как страдают под ударами с двух сторон — со стороны западных гигантов и отечественных воров — российские уже почти виртуальные программисты. Какой смысл организовывать серьезную фирму, годами оттачивать алгоритмы, выверять коды, продвигать товар на рынок, если его тут же скопирует и продаст по дешевке отечественный китаец с CD-R'ом или китайский участник российского бизнеса, для которого все слова на русском языке непонятны, как китайская грамота, но бумажку в 100 долларов он никогда не спутает с бумажкой в 100 юаней.
"Нет нераскалываемых программ, есть нерасколотые" (в.а. Александр, "Труды", стр.197). Против хитроумия наших взломщиков (тоже, кстати, бизнес!) не устоит хитроумие наших же "защитников" программного обеспечения. Так же как хитроумие адвоката в советское время не способно было устоять перед мощью прокурора и партийного руководства. И как сегодня принципиальность судьи не может устоять перед многообразным арсеналом средств, имеющихся в руках адвоката и его богатенького клиента.
Все, что пользуется спросом, расколют, напечатают и продадут. На сознательность народа, который принципиально переходит улицу тогда, когда машин нет, а не тогда, когда зеленый свет горит, рассчитывать не приходится.
Законы и милицейские санкции ничего не дают пока. И вряд ли дадут, хоть с нового года и наступила уголовная ответственность для компьютерных пиратов. Что-то не больно они испугались. Правда, на Горбушке краденым уже не торгуют, да и в Митино пираты дейтсвуют с оглядкой. Но прекращать, кажется, не намерены. А возьмутся за них плотно 2. - тут же появится черный рынок, а значит вырастут цены. Прямая выгода.
Впрочем, мне, признаюсь, многое тут у вас непонятно. У нас в виртуальном мире вся интеллектуальная собственность общая. А что такое уголовная ответственность и когда она наступает, у нас знают одни только юридические базы данных 3., больше никто. Зато есть у нас четкое понимание: жизнь плохо подчиняется законам. Третий закон Ньютона и тот не работает: действие никогда не равно противодействию (чем сильнее наезжают, тем податливее клиент). Да и Основной закон (закон сохранения) формулируется в нашем виртуальном мире иначе: в замкнутой информационной системе количество украденной информации стремится к количеству самой информации.
Вот на этой оптимистической ноте мы и завершаем наш сеанс связи. Мой беспокойный дух отправляется сейчас в астральные глубины Интернета для участия в видеоконференции жертв летающих тарелок и свидетелей их посадки.
1 Правда, сейчас мало кто читает "толстяков". Но это временно. Вошли в моду театры, войдет и хорошая литература. 2 "Не верю!" - К. С. Станиславский. 3 Но кроме этого они ничего не знают. Дуры темные. КОММЕНТАРИЙ
в. а. Александра: А чего, неплохая была статья. Вполне сгодилась бы для первого номера...
Конечно, в Митино никто уже не озирается. И на Горбушке тоже преспокойно торгуют пиратскими компактами. И в центре. Ну так что ж с того? Проблема-то осталась...