Спеть можно всё, начиная с полного собрания сочинений М. И. Цветаевой
(знаю таких умельцев; я и сам за хорошее вознаграждение проделал бы подобное
недели за три) и кончая уставом караульной службы (о, это песня!). Вопрос
в другом: стоит ли?
Древнее искусство сложения песни знает всего два основных метода.
Первый – тот, при котором музыка главное, а стихи лишь материал. Так ваяют
все профессиональные композиторы, и неважно, пишет ли «текста» на их вдохновенную
рыбу ушлый-дошлый поэт-песенник, или они сами корёжат как хотят (как маленьких
пушистых хотят... (всхлип)) какие-то, к несчастью, понравившиеся им стихи.
Этот путь, усеянный трупами разъятых поэтов и обмылками шлягерных
текстов, ведёт к зияющим вершинам хитпарадов (топам-тенам, топам-твентям)
и вокальной нетленке композиторов-классиков, чьи бессмертные от рождения
опусы исполняются накачанными оперными голосами, не выговаривающими добрую
половину гласных.
Нет, удачи, конечно, случаются. Кто ж спорит. Удачи случаются.
Ко второму методу прибегают т. н. барды, или поющие поэты. Для них
текст – это первооснова и первоисток. Но получающейся при этом музыке не
позавидуешь. Хилое, с трудом передвигающееся создание, подолгу топчущееся
на первой, третьей, пятой ступенях натурального звукоряда, заплутавшееся
в трёх блатных аккордах и похожее как 2 к.в. на тысячи других подобных
недоносков, музыкой может назвать только человек, которому уже нечего терять
(вроде Шнитке).
И тем не менее, именно на этом пути, по моему глубокому убеждению
(или – заблуждению?), можно добраться до желанного синтеза: в рамках регулярной
ритмики ямбов-хореев может существовать множество различных ритмических
рисунков мелодии. У музыки оказывается достаточно степеней свободы, чтобы
расти как ей хочется, не нарушая естественного дыхания текста. И есть шанс,
что однажды удастся найти вариант, который устроит обе заинтересованные
стороны. Более того, вариант, от которого обе заинтересованные стороны
выиграют...
Нет, случаются, конечно, и неудачи. Кто ж спорит. И даже чаще, чем
удачи.
Вывод таков: эту бочку можно наполнить дважды: сперва песком, потом
водой. Но именно и только в таком порядке. (Никому, полагаю, не надо объяснять,
что под песком я разумею слова, слова, слова, а под водой – музыку).
Как и любое доказательство по аналогии (путём подмены сущностей),
данное рассуждение обладает известной эмоциональной убедительностью и ощущает
себя вполне неуязвимым для доводов формальной логики. (Собственно, для
этого я к нему и прибегнул).
А потому и продолжать намерен в том же духе.
В обоих вышеописанных методах партнеры (музыка и текст) действуют
скорее как антагонисты, нежели соратники. Чем вольготнее одному, тем более
принуждённо и неуютно чувствует себя другой. Но есть некая золотая середина
– случается. Чтобы найти её, текст и музыка, эти враги-любовники, должны
сделать шаг навстречу друг другу, чем-то пожертвовать ради синтеза. Закон
сохранения здесь суров, как в семейной жизни: чем свободнее одна из сторон,
тем скованнее другая.
Верлибр свободен абсолютно. Попытка примирить его с музыкой обречена
абсолютно же. Если музыка пойдёт на поводу у текста, у его строфики и ритма,
она окажется в положении робкой поселянки в постели развратного графа.
Ей придётся угождать извращенным фаназиям его нерегулярных, но обязательных
к исполнению ритмов, позволяя себе разве что растянуть слог на 2-3 удара
(сердца?) или пробормотать двух-трехсложное слово за один удар (хлыста?).
Если же граф старенький, а поселянка не столь уж робкая, то она быстро
поставит на своём: где-то подкоротит, где-то надставит, пришьёт кружавчики,
перекроит строфику, т. е. (отбрасываю, наконец, назойливые метафоры) вернёт
стих из состояния свободы в состояние акцентного, а то и – не дай Бог –
силлабического стиха.
Но так или иначе, синтеза тут не бывает, потому что не бывает – и
всё. Пытаясь доказать недоказуемое и оправдать собственные неудачи на вышеназванном
поприще, опять перехожу к неопровержимому методу: подобные браки не совершаются
на небесах, связь не бывает органической: вымученная улыбка одной из сторон
и неискреннее «да» пред аналоем выдаст того из «брачащихся», кому пришлось
особенно туго. (Всё, больше не буду!)
Песня (романс, оратория, вокальный цикл – нужное подчеркнуть) не будет
петься, не будет запоминаться, она прозвучит в концерте, смущая благородное
собрание непристойным искажением поэтического текста или бесконечно извилистой
мелодией, которая мелодией не является.
Господа сочинители, не пытайтесь петь верлибр! Для того ли ушёл он
из решётки квадратных метров и прямоугольных ритмов, чтобы вновь навязывать
ему регулярные формы существования?!
Он свободен и одинок. Музыка ему ни к чему.
|