ПРЕДИСЛОВИЕ К ПОДБОРКЕ СТИХОВ ВЛАДИМИРА СТРОЧКОВА
В АЛЬ- КАКОМ-ТО -МОНАХЕ,
ПРЕЗЕНТУЮЩЕЙ КНИГУ
«ГЛАГОЛЫ НЕСОВЕРШЕННОГО ВРЕМЕНИ»
(Велено было – серьёзно!)*
Чем больше нравится книга, которую читаешь, тем больше рождается под ее
влиянием мыслей – о прочитанном, о мире и о себе. Когда я читал книгу Владимира
Строчкова «Глаголы несовершенного времени», мысли о мире и о себе так и
клубились в моей голове.
Каждое стихотворение по отдельности я знаю примерно столько же лет,
сколько оно существует. И все же сегодня, прочтя эти стихи, между первым
и последним из которых – более десяти лет, я вдруг взглянул на них по-новому – так, как возможно взглянуть, разве что, на собственные стихи на следующее
утро после их написания – с чувством удивления и смутного узнавания.
И вот что мне открылось.
– Твердо зная, что на рубеже 1985-1986 годов поэтика Строчкова претерпела
серьезные изменения, и имея тому множество примеров, я увидел, что внутренне – это все-таки одна (хоть и развивающаяся) поэтика;
– что высказанная некогда Строчковым умозрительная идея о принципиальной недоказуемости как идеалистического, так и материалистического взгляда
на мир, для него не просто идея, что он и впрямь живет в ситуации не выбора,
но дуализма, равно допуская (и не допуская в то же самое время) как существование
Бога, так и отсутствие Бога;
– что в этой трагической неразрешимости – корень его этики, эстетики и, если угодно, космогонии.
Потому что, во-первых, эстетика оказалась отражением этики, отражением
необходимости жить в мучительно неопределенной ситуации, сохраняя при этом
достоинство и оптимизм, не впадая ни в патетику, ни в тотальную иронию,
сохраняя трезвое отношение к самому себе;
во-вторых, дуалистичная строчковская космогония, как сегодня выяснилось,
– просто отражение его полисемантической эстетики, опирающейся на работу
с множественными смыслами – подвижными, расслаивающимися, взаимодействующими
друг с другом, живыми;
а в-третьих, – этика, как легко догадаться, замкнув круг моих неловких
рассуждений - - - - впрочем, довольно и первых двух.
И еще одну вещь я понял сегодня. Оказывается, теоретические рассуждения
о новизне и отличительных особенностях творческого метода, о сумме приемов,
о семантическом облаке или, скажем, о лингвопластике (чему, не скрою, мы
с Володей отдали известную дань), и даже сама новизна – мало что способны
добавить к облику поэта, который все равно, как ни прячься, встает за строками
стихов. Черт побери, сколько же лет потребовалось, чтобы понять то, что
мы, в общем-то, знали с самого начала!..
* Зря я
старался: аль- какой-то -монах обошёлся без моей статейки.
|