1. Биографическая справка Игнатьев Иван Васильевич (настоящая фамилия Казанский) – петербургский поэт, автор прозаических миниатюр, театральный журналист, издатель, а также лидер «Интуитивной Ассоциации Эго-Футуризм1», существовавшей в 1913 году. Автор двух книг – «Около театра» (статьи, фельетоны, стихи, 1912) и «Эшафот» (эго-футуры [стихи], 19142), а также издатель газеты «Петербургский Глашатай» (1912)3, разноимённых поэтических альманахов и авторских книг – «эдиций», выпущенных в качестве приложений к «Петербургскому Глашатаю» (1912-1913)4. Ещё можно отметить его многочисленные журналистские публикации о театре и литературе в газете «Нижегородец»5 (1911-1913), программную теоретическую статью «Эго-Футуризм» (1913)6 и небольшую работу «О новой рифме» (1913)7. Публикации в периодике Игнатьев зачастую подписывал псевдонимами, иногда легко раскрываемыми – Ивей, или настоящим именем И. Казанский. Иван Игнатьев покончил жизнь самоубийством 20 января 1914 года8.
2. Эго-футуристы и футуристы Более всего имя Игнатьева известно в связи с группой эго-футуристов. Первоначально, в 1912 году, в неё входили Игорь Северянин, Константин Олимпов (наст. имя К. К. Фофанов), Георгий Иванов, Грааль-Арельский (наст. имя С. С. Петров); осенью 1912 года Игорь Северянин, а за ним Грааль-Арельский и Г. Иванов покинули группу эго-футуристов, и она трансформировалась:
Сергей Сигей в статье «Эгофутурналия без смертного колпака» характеризует поэтику Игнатьева:
Корней Чуковский в книге «Футуристы» (1922) пишет, что эго-футуристы (и в первую очередь Северянин) – изобретатели и пропагандисты особого типа ненормативного словообразования – в слове непривычно соединялись морфемы. Он сравнивает эти эксперименты с речью детей, в которой такие неправильности органичны. Возможность узнавания приёмов неких художественных практик в наивных творческих актах (у детей, сумасшедших и т. п.) Чуковский считает достоинством – вслед за теоретиками-футуристами. Но прочие эго-футуристические опыты Чуковский к футуризму не причисляет, говоря, что они «были просто исты-эклектики, разве что немного подсахарившие наш приевшийся пресный модерн»16. Впрочем, «Футуристы» Чуковского – одна из немногих работ, где эго-футуристы хотя бы частично рассматриваются – и рассматриваются именно как футуристы. Нелогичным, но ожидаемым выглядит тот факт, что в «Словаре окказиональной лексики футуризма»17 сборники эго-футуристов (включая Северянина) не учитываются в качестве базы для сбора материала. Отношения между футуристическими группировками в 1913 году строились сложно. На уровне манифестов это проявлялось в противопоставлении индивидуальных поисков эго-футуриста коллективным действиям участников кубофутуристической группы «Гилея»18. В периодике эго-футуристы «ловили» кубофутуристов на несоответствии деклараций и практики19. Кубофутуристы же и вовсе не считали эго-футуристов футуристами20. С покинувшим эго-футуристическую группу Северяниным гилейцы какое-то время сотрудничали, печатая его поэзы в своих сборниках. В то же время, между футуристами происходило и сближение, о котором пишет Г. А. Морев:
Разные русские футуристы ориентировались на разных футуристов западных. Иван Игнатьев признаётся:
Произведения Ивана Игнатьева – были написаны и опубликованы до возникновения в 1916 году движения Дада26 – направления в европейском искусстве, которое характеризовалось повышенным вниманием к дополнительной визуальной организации текста. Заметим, что визуальная организация текста может помогать восприятию смысла текста, а может быть просто дополнительным художественным фактором, имеющим только эстетическое значение. Возможны и промежуточные варианты. Данила Давыдов обобщает наблюдения над проблемой дополнительной организации текста в небольшой статье «Стратегии усложнения и упрощения»:
3. Материал исследования Авторское намерение по прошествии времени после смерти автора и его современников оказывается зафиксированным в письменных (или печатных) источниках. Очень большую ценность имеет авторское представление текста, авторизованная публикация. Приёмы дополнительной графической организации текста в стихах Игнатьева наличествуют только в поздних (1913-1914 года) своеручных «эдициях».28 Стихотворения Игнатьева, входившие в эго-футуристические коллективные сборники 1913 года и составившие авторскую книгу «Эшафот» (1913), а также 4 стихотворения, опубликованные посмертно в сборнике «Руконог» (1914), плюс ещё одно стихотворение Игнатьева, посвящённое Кручёных29, интересуют нас с точки зрения п(р)оявления в них дополнительных уровней графической организации текста. Некоторые стихотворения встречаются в двух источниках – в одном из периодических альманахов и в книге «Эшафот», зачастую – без разночтений (в репринте), но имеются и варианты, по которым можно проследить формирование графической организации текста как структуры. 4. Футуристическая стратегия в поэзии Стихи Игнатьева в первую очередь характеризуются ненормативным (и частым) использованием заглавных букв. Изначально этот приём, общий у Игнатьева и Гнедова, служит для подчёркивания смысла самых важных слов. В некоторых случаях, уже только у Игнатьева, слово начинается со строчной буквы, а продолжается заглавными. Можно сказать, что этим приёмом декларируется инвертность, десимволизированность понятия, выраженного словом в таком написании. Сергей Сигей пишет про заглавные буквы:
В Пропасть у Кратера прыгайте! Вздрогнет Время-Ремесленник, Бешеней забьётся Двигатель. Жизнь – Ожидание. Искариота Не зная встретить где, Мечта Летит к Таинственному «ЧТО-ТУ» И тАЕТ в чАДНОЙ чАРЕ «чТА» [***] Жестокая нежность Снова туманит взор… Надежд безнадежность, Это не [Т]вой ли узор? Любопытна судьба ещё одного стихотворения с разночтениями – «Всегдай», впервые опубликованного в альманахе «Дары Адонису». По заглавию этого стихотворения назван один из следующих альманахов – «Всегдай» (возможно, контаминированное «всегда дай»). Однако при публикации в «Эшафоте» и название, и посвящение Аркадию Бухову сняты:
Бескрыл [Э]кстаз. Пленюсь Упоительным В Вечно – [П]оследний раз. Узой своею Таинственному [Таинственною] Я [–] Властелин, Покорный [В]оинственно Множественный [О]дин. Ходим путьми [В]асилисковыми[,] И Он[,] и Я[!]... Далекое[-]Близкое, – Я не [Х]очу Тебя!...33 Рассмотрим, как соотносятся две редакции чуть ли не центрального стихотворения Игнатьева «Василиску Гнедову» (»Почему я не Арочный Сквозь…»):
В более поздней публикации текста мы видим больше заглавных букв, ни одной кавычки и два новых тире (одно встало на место кавычек, ещё одно – на место двоеточия). В сопоставлении двух редакций конкретизируется и смысл: самые важные здесь понятия жизнь, смерть и лицо, записанные либо заглавными буквами, либо инвертно (заглавными со строчной) дополнительно актуализируются – даже относительно слов, которые записаны с заглавных букв, безначальность будто бы случайно меняется местами с безконечностью.36 Арочный Сквозь с заглавных букв выглядит иконическим подчёркиванием обертонов значения стоящего за буквами предмета – не то субстантивированного обозначения пространства под аркой, не то сквозняка. Окружности Ключ можно воспринимать в разных вариантах – при многозначности слова ключ и абстрактности понятия окружность – это и замочная скважина (бывает круглой), и ключ как музыкальный знак (сюда же – Звучь), и кружение, странствование и т. д. Средьмирье – мотив, заимствованный из поэтики Гнедова, из произведения «Зигзаг Прямой Средьмирный», опубликованного в том же альманахе «Дары Адонису». Любопытно, что Игнатьев оперирует практически теми же понятиями в «пресловии» к первому изданию книги В. Гнедова «Смерть искусству»:
В стихах Игнатьева необычны и многие элементы заголовочно-финального комплекса38 – названия, подзаголовки, даты, примечания и т.п. Среди них – именование некоторых стихотворений «opus» с последующим номером – числом до пяти-шести разрядов (например Оpus: 15369 и Opus 101.000), греческими буквами (Opus: Α – Ω), математическими знаками (Opus: + – ×) и – знаком кубического корня, под которым числа записаны в трёх разных системах: арабскими и римскими цифрами, и буквенными обозначениями, как в летописях (Оpus: ³√8989 Х. Г˜.), а вторая и третья строфы этого opus'а обозначены как §39 и §40. Названия некоторых opus'ов помещены в конце соответствующего текста в формулировке «Это называется "Метрополитэн"» и «А это – "Тренировка"». Изобретённая Игнатьевым «Мело-литера-графа» (поэтический жанр синтеза искусств) «Третий вход» являет собой запись строк текста вперемежку с нотными линейками и знаками, а также какими-то, вероятно, интонационными, уголками39 слева от текста (после завершения работы над статьёй, в ноябре 2005 года, в рамках конференции «Творчество Генриха Сапгира и русская поэзия начала XXI века», мне довелось услышать мнение Л. Ф. Кациса, что эти «уголки» похожи на специальные знаки в партитуре, адресованные дирижёру – Д.С.). Вместо одного из стихотворений опубликовано объявление в чёрной рамке: «Ввиду технической импотенции – opus И. В. Игнатьева «Лазоревый логарифм» не может быть выполнен типо-литографским способом», а ещё одно внешне напоминает неточный кроссворд и снабжено примечанием «Opus – 45 написан исключительно для взирания, слушать и говорить его нельзя». Александр Закржевский в работе «Рыцари безумия: футуристы», написанной в декабре 1913 года и посвящённой в основном эго-футуристам, заявляет:
5. Футуристическая стратегия в прозе В прозаических опытах Игнатьева нас интересует развитие системы дополнительной графической организации текста в постепенном структурном усложнении этой системы – как ещё одно проявление футуристической стратегии. Ранние опыты (миниатюра И. В. Игнатьева41 и «Что сказал мне старый шейх»42) сюжетно-созерцательны, с нормативным синтаксисом. Оба эти текста системно характеризуются только написанием некоторых слов, выражающих ключевые понятия, с больших букв43. В «Шейхе», правда, уже местами встречается парцелляция. Более поздние отрывки («Следом за…»44 и «Ассоид»45) тяготеют к бессюжетности, текст построен на смысловом сближении близкозвучащих и похоже пишущихся слов. Парцелляция, грамматическая несогласованность и ассоциативные связи между словами, даже буквами и другими знаками46 становятся структурными особенностями текста. Сам Игнатьев пишет в статье «Эго-футуризм»: «За Ассоциацией мы можем указать заслуги: а. движение и игнорирование темы в прозе»47. Приведём фрагмент «Ассоида»:
рия Австрия Австрией Вера суеверия на штыке штуки тюком вокзале зала отправления правлению право правда прав да Верю сегодня день завтра не верю заутреня Утро России три копђйки ђ е? копье монета казнь казна Скажу Тебе сказка Больше Я большой И если слива примешь близко Мое к Твоему Поцелуй мой це- лый портрет трижды – (девять) С благоговением благовест благовонный вон он √a + b 48
6. Футуристическая стратегия в жестах Жесты авангардного поведения были присущи Игнатьеву и как автору, и как участнику литературного процесса, и как редактору-издателю. На материале стихов и прозы мы рассмотрели авторское представление Игнатьевым своего текста как полиграфический жест; футуристическим жестом можно считать и теоретические работы Игнатьева. В альманахах «Петербургского Глашатая» велась регулярная рубрика, посвящённая литературному быту и содержавшая частные сведения об эго-поэтах. Упоминавшийся выше Чуковский отмечает эти факты авангардного поведения как важную составляющую творческой практики эго-футуристов:
Как и в других творческих проявлениях, в авангардном поведении эго-футуристы сочетают радикально-футуристический и общемодернистский опыт. 7. Выводы 1. Футуристическая стратегия Ивана Игнатьева распознаётся в динамике, и состоит, главным образом, в привнесении в текст дополнительного уровня визуальной организации, отличающегося даже большей системностью, чем некоторые последующие эксперименты в этом направлении. По количеству доступного материала трудно сделать вывод об абсолютной системности графической футуристической стратегии у Игнатьева. Но движение к этой системности, совершенно отдельное и независимое от современных ему поисков в русской поэзии – заметно. К тому же Игнатьев пользовался и другими способами построения футуристического художественного высказывания – авангардным поведением, декларациями и манифестами, своеручной издательской деятельностью. 2. Странная графика стихов (и странноватое написание слов в манифестах) наводит на мысли о неслучайности такого явления. Десимволизация слова через способ записи – будь то грамматическая ошибка или инвертность – вполне естественный путь, если учитывать, что эго-футуристы вынуждены были преодолевать своим творчеством не столько историю литературы в целом, сколько особо близкие левому крылу эго-футуристического направления декадентские практики – символизм, северянинскую картину мира. Диалог с окружающими поэтиками ведётся на близком им языке – романтических штампов, символизации мира, задавания вечных и безответных вопросов бытия. Графическая организация текста выступает именно как дополнительный уровень, а не как единственный смысл текста. 3. Опыты Игнатьева по визуализации стиха получили дальнейшее развитие в русской литературе. Можно вспомнить в первую очередь Игоря Терентьева, Илью Зданевича, Василия Каменского – как непосредственных продолжателей футуристических поисков Игнатьева на уровне графической организации поэтического текста. В поэзии второй половины ХХ века – Генрих Сапгир, Леонид Арнозон писали стихотворения, полностью или частично записанные заглавными буквами. Заглавные буквы в стихотворениях Анны Альчук работают уже на семантическое, а не стилистическое, как у Игнатьева, переосмысление текста. Есть сопоставимый с «антиаллитерацией» пример актуализации рифмы внутри строки через запись рифмующихся элементов (частей слов) заглавными буквами – у Дмитрия Кравчука. Ещё одно – достаточно системное, хотя и не вполне привязанное к первоисточнику – продолжение графической стратегии Ивана Игнатьева. Псой Короленко анализирует особенности орфографии у некоторых современных поэтов:
_______________________ 1 Мы намерены писать слово «эго-футуризм» и его производные через дефис, как оно писалось в момент существования группы. В цитатах мы придерживаемся орфографии источника. 2 Фактически – осень 1913. 3 Петербургский глашатай. Чрезнедельная газета Жизни, Театра, Литературы, Художества. Вышло 4 номера: №1, 12 февраля; №2, 11 марта; №3, 14 ноября; №4, 15 ноября. (а не 2 номера – как указано в работе В. Терехиной «Засахаре кры» или Загадки эгофутуризма. // Арион, №1, 1996. С. 54.) 4 Вышло 9 альманахов – в хронологическом порядке: Оранжевая урна (1912), Стеклянные цепи (1912), Орлы над пропастью (1912), Дары Адонису (1913), Засахаре кры (1913), Бей!.. Но выслушай!!! (1913), Всегдай (1913), Небокопы (1913), Развороченные черепа (1913). Последний альманах вышел в конце сентября 1913 г. 5 Газета издавалась в 1911-1914 г. при Нижегородской Ярмарке, в сезон ярмарки выходила ежедневно, в другие периоды года – с неопределённой регулярностью: «Эта «вечерняя литературно-театральная, кинематографическая и спортивная газета» издавалась одним из родственников Ивана Игнатьева при его непосредственном участии и печатала самых разных эго-футуристов» (Сигей С. Комментарии.// Василиск Гнедов. Собрание стихотворений. Депертамент Истории Европейской Цивилизации. Университет Тренто, 1992. С. 140.) 6 Первопубликация – в пяти номерах газеты «Нижегородец» за 1913 г.: № 246, 14 (27) августа; №248, 16 (29) августа; № 251, 19 августа (1 сентября); № 252, 20 августа (2 сентября); № 253, 21 августа (3 сентября). Отдельная брошюра (Игнатьев И. Эго-футуризм. СПб: изд-во СПб Глашатай, 1913) датирована «послелетие 1913», т. е. вышла сразу после газетной публикации. 7 Игнатьев признаёт рифмообразующими не одинаковые или похожие фонемы, а фонемы, у которых есть общая фонетическая характеристика, например близкие по месту или способу образования. Публикация этой новой системы содержит следующую сноску: «Пользование ею [системой рифм, разработанной Игнатьевым - ДС] разрешается с указанием на настоящее изыскание». Публиковалась в: Игнатьев И. Эшафот. Эго-футуры. СПб, Петербургский Глашатай, 1914. С. 14-15. и Всегдай. СПб: Петербургский глашатай, 1913. С. 31-32. 8 Факт смерти Ивана Игнатьева – он перерезал себе горло бритвой на следующий день после свадьбы – стал отдельным сюжетом в истории русской поэзии. Эта история беспокоит поэтов: от знаменитого хлебниковского четверостишия из повести «Ка» памяти Игнатьева «И на путь меж звезд морозный / Полечу я не с молитвой, / Полечу я мертвый, грозный, / С окровавленною бритвой» – до, предположим, строк «Или так – после свадьбы Игнатьев в припадке безумья / Успел полоснуть бритвой горло себе перед зеркалом» в стихотворении Светы Литвак (Литвак С. Неопалимое огнеупорно [стихи] //Дети РА, №2(6), 2005. С. 69). 9 См.: Терехина В. «Засахаре кры» или Загадки эгофутуризма. // Арион, №1, 1996. С.51-58. Цит. со с. 53-54. 10 Написание грамата в большей степени напоминает футуристический жест, чем опечатку. Заметим здесь же, что наличие ошибки в этом слове семантично, понятие ошибки антонимично одному из значений многозначного слова грамота – 'умение правильно, без ошибок писать'. Возможно, такое написание восходит именно к футуристическому осмыслению мира. 11 В первоисточнике – интуивной, в первопубликации очерка Игнатьева «Эго-футуризм» в газете «Нижегородец» – интутивной. Мы не можем однозначно квалифицировать этот случай, истолковав его или как повторяющуюся опечатку в слове, слишком сложном для наборщиков провинциальной газеты, или как факт словотворчества, схожего с северянинским – использование ненормативных сочетаний морфем для освежения внешней формы слова. Пример столь же неочевидного «системно ошибочного» написания из современной литературной жизни – название литературного объединения: «единственные петербургкские поэты "Дрэли куда попало"». 12 Приложение к газ. «Нижегородец» № 206 от 25 января (7 февраля) 1913 г. 13 Иногда этот «второй» эго-футуризм называют группой «Петербургского глашатая» – по названию издательства, руководимого Игнатьевым. 14 Никольская Т.Л. И.Северянин и эгофутуризм. // О Игоре Северянине. Тез. докл. Череповец, 1987. С. 34. 15 Сигей С. Эгофутурналия в смертном колпаке.// Василиск Гнедов. Собрание стихотворений. Депертамент Истории Европейской Цивилизации. Университет Тренто, 1992. С. 14 16 Чуковский К. Футуристы. Игорь Северянин – Кручёных – Вл. Хлебников – Вас. Каменский – Вл. Маяковский. Петроград, 1922. С. 26. 17 Масленников Д.Б. Словарь окказиональной лексики футуризма. Уфа, 2000. 18 См. Терехина В. «Засахаре кры» или Загадки эгофутуризма. // Арион, №1, 1996. С. 54. 19 См. напр.: Ивей. Эго-футуристы о футуристах. // Всегдай. СПб: Петербургский Глашатай, 1913. С. 1-3. 20 Бенедикт Лившиц в книге мемуаров «Полутораглазый стрелец» (М.: Художественная литература, 1991. С. 153) свидетельствует: «сборник [«Рыкающий Парнас», где были опубликованы кубофутуристы плюс Северянин, а тираж был конфискован] открывался декларацией, которой мы [кубофутуристы - ДС] отмежёвывались как от символистов, так и от эгофутуристов и акмеистов». 21 Асеев Н., Бобров С., Зданевич И., Пастернак Б. Грамота. // Руконог. М.: Центрифуга, 1914. С. 31-32. 22 Морев Г.А. К истории русского авангарда: Статья А.Туфанова «Новый эго-футуризм» [(1914)] // Поэзия и живопись. М., 2000. C. 558. 23 Игнатьев И. Эго-футуризм. СПб: Петербургский глашатай, 1913. С. 5. 24 …поэма [Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской», длиной 454 строки - ДС] была напечатана [в 1913 году] как карта на складывающемся листе, чтобы её можно было «симультанно» (одновременно) охватить взглядом… (Балашов Н.И. Примечания // Сандрар Б. По всему миру и вглубь мира. Перевод М.П. Кудинова. М. Наука, 1974. С. 208). В этом же произведении Сандрара (по переводу Кудинова) отдельные слова начинаются с больших букв: «Делай то же, что Голод и Смерть, - занимайся своим ремеслом.» (Там же. С. 21) и последняя строка: «О Париж!// Город единственной Башни, Виселицы, Колесованья.» (Там же. С. 31). 25 См., напр. Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. Воспоминания. М.: Художественная литература, 1991. («Забытая книга»). С. 160. 26 См., напр., об этом: Гик Ю. Наследие Дада в современной визуальной поэзии.// Поэтика исканий или поиск поэтики. Материалы международной конференции-фестиваля «Поэтический язык рубежа XX-XXI веков и современные литературные стратегии» (Москва 16-19 мая 2003). М., 2004. С. 385-388. 27 Давыдов Д. Стратегии усложнения и упрощения. (Предварительные тезисы) // Черновик. №18, 2003. С. 18-19. 28 Ранние стихи Игнатьева, написанные в 1911-1912 годах, спорадически печатались в «Нижегородце» (1911-1912) и встречаются в книге «Около театра» (1912). Эта часть наследия Ивана Игнатьева не предполагает «стратегии усложнения» и практически не имеет ценности в рамках избранной нами темы исследования. Впрочем, ранние стихи сами по себе не лишены любопытных свойств, что позволяет рассматривать творчество Игнатьева в развитии и наблюдать, насколько стремительно это развитие происходило. Совсем раннее: Посмотри в окно: пушистый / Иней ткет узоров нить. / Солнца отблеск золотистый / Хочет с снегом пошалить. (Нижегородец, № 78 от 17 ноября 1911. С. 2.) Две последние строки из стихотворения «Тихая печаль»: Мой удел – Печали, Скорби, Грусть, Страданье. / Вы живете Счастьем, Я – Тоскою слёз. (Игнатьев И. Около театра. СПб: Петербургский Глашатай, 1912. С. 41.). Слова, написанные с заглавных букв, встречаются только в этих строках 16-строчного стихотворения. 29 Стихотворение при жизни не печаталось, опубликовано в примечаниях к собранию сочинений Василиска Гнедова. Оно стоит несколько особняком относительно других текстов Игнатьева: «Финал стихотворения – залихватская пляска букв и кинетографических знаков (тех же самых, что были введены Игнатьевым в 1912 году в его мело-литера-графе), но здесь они предстают «озаумленными», вне теоретических посылок: топай от восторга, что Круч таков, и всё» (Сигей С. Комментарии.// Василиск Гнедов. Собрание стихотворений. Депертамент Истории Европейской Цивилизации. Университет Тренто, 1992. С. 153-154.) 30 Сигей С. Комментарии.// Василиск Гнедов. Собрание стихотворений. Депертамент Истории Европейской Цивилизации. Университет Тренто, 1992. С. 141. 31 Сопоставлены публикации: Игнатьев И. Покорность – коварный безвестья миг… // Всегдай. СПб: Петербургский Глашатай, 1913. С. 6. и Игнатьев И. Покорность – Коварный безвестья миг… // Игнатьев И. Эшафот. СПб: Петербургский Глашатай, 1914. С.4. Здесь и далее при цитировании стихов Игнатьева в квадратные скобки помещены строчные буквы, замененные на заглавные в более поздних публикациях, и другие разночтения. Три звёздочки в квадратных скобках разделяют разнометрические фрагменты текста только в более поздней публикации в «Эшафоте». 32 Бальмонт К. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1969. С. 89-90. 33 Сопоставлены публикации: Игнатьев И. Всегдай. // Дары Адонису. СПб: Петербургский Глашатай, 1913. С. 8. и Игнатьев И. В холоде зноя Томительного… // Игнатьев И. Эшафот. СПб: Петербургский глашатай, 1914. С. 3. 34 Игнатьев И. Василиску Гнедову // Дары Адонису. СПб: Петербургский Глашатай, 1913. С. 9. 35 Игнатьев И. Василиску Гнедову // Игнатьев И. Эшафот. СПб: Петербургский Глашатай, 1914. С. 6. 36 Для сохранения этой взаимозаменяемости мы оставили слово «безконечность» в старой орфографии. 37 Игнатьев И. Пресловие // Гнедов В. Смерть искусству. 15 (Пятнадцать) поэм. СПб: Петербургский глашатай, 1913. С. 2. 38 О ЗФК см.: Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. М.: РГГУ, 2002. С. 565-566. 39 Сигей называет их «кинетографическими знаками». (Сигей С. Комментарии.// Василиск Гнедов. Собрание стихотворений. Депертамент Истории Европейской Цивилизации. Университет Тренто, 1992. С. 153). В качестве кинетографических (букв. - записывающих движение) знаков в нашем понимании могут выступать знаки препинания – вне своей основной функции – грамматического структурирования текста, математические знаки, литеры любых алфавитов, цифры любых систем. Пример кинетографического знака, завершающего стихотворение И.Игнатьева, посвящённого А.Кручёных: «: , -» [двоеточие запятая тире]. Очень похоже на лицо, и на широко распространённые «смайлики» из обихода современного компьютерного общения, используемые для обозначения чувств и эмоций человека. 40 Закржевский А. Рыцари безумия: футуристы. Киев, 1914. С. 103. 41 Миниатюра И.В. Игнатьева // Оранжевая урна. СПб: Петербургский глашатай, 1912. С. 3-4. 42 Игнатьев И. Что сказал мне старый шейх // Стеклянные цепи. СПб, 1912. С. 2-3. 43 А также дата и место написания «Старого шейха» – Калькутта, 1910 – по мнению С.Сигея, мистифицированная. (Сигей С. Эгофутурналия в смертном колпаке.// Василиск Гнедов. Собрание стихотворений. Депертамент Истории Европейской Цивилизации. Университет Тренто, 1992. С. 14). 44 Игнатьев И. Следом за… // Бей! Но выслушай!.. СПб: Петербургский глашатай, 1913. С. 1. Датировано 1911 годом, сомнения в подлинности даты вызывает то, что «миниатюра И.В.Игнатьева», написанная более традиционным, менее индивидуальным языком, датирована 1912 годом. 45 Игнатьев И. Ассоид. Всегдай. СПб: Петербургский глашатай, 1913. С. 7. 46 В «Следом за…» присутствуют литеры из славянского и готического шрифтов. 47 Игнатьев И. Эго-футуризм. СПб: Петербургский глашатай, 1913. С. 8. 48 Игнатьев И. Ассоид // Всегдай. СПб: Петербургский Глашатай, 1913. С. 7. 49 Сигей С. Эгофутурналия в смертном колпаке.// Василиск Гнедов. Собрание стихотворений. Депертамент Истории Европейской Цивилизации. Университет Тренто, 1992. С. 15. 50 Скромный юбилей. В имении директора газеты «Петербургский Глашатай» И.В.Игнатьева (Саблино, Н. ж. д.) состоялся стерляжий раут по случаю исполнившейся годовщины замены «Синим журналом» выходящего из моды «Pipifax'a». Группа почитателей поднесла г. Игнатьеву сотню портретов редактора «С. Ж.» В.Регинина, исполненных en face (16×14) на лучшей нервущейся бумаге. Симпатичный Директор остался чрезвычайно доволен подарком и долго хвалил удобные портреты. («Стеклянные цепи». СПб, 1912. С. 4.) 51 Письма в дирекцию. Энергичный Директор! В «Анонсеттах» «Оранжевой урны» дано всем знать, что я проведу лето в «Пятигорь[е]». Правда, я туда собирался, но теперь передумал, и 20 июня уезжаю на мызу кн. Л.А.Оболенской «Пустомережа» (ст. Веймарн Балтийской жел. дор.), где и хочу прожить до осени. Так вот, Вы, пожалуйста, отдайте эти строки в шрифт. С добрым к Вам чувством ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН. (Там же) 52 Инкрустации <…> И.В.Игнатьев изволил одобрить Американские горы в «Луна-Парке», установил рекорд в 25 бессменных поездок, занявших 4 ч. 35 м. времени. Константин Олимпов носит воротники «Торреадор» (размер 39) (Там же) 53 Чуковский К. Футуристы. Игорь Северянин – Кручёных – Вл. Хлебников – Вас. Каменский – Вл. Маяковский. Петроград, 1922. С. 19. 54 См.: Шаповалов М. Король поэтов Игорь Северянин. Страницы жизни и творчества. М., 1997. С. 23. Источник приведённого мемуара в данной работе не указан. 55 Развороченные черепа. СПб: Петербургский глашатай, 1913. Посл. страница обложки. 56 Сигей С. Комментарии // Василиск Гнедов. Собрание стихотворений. Депертамент Истории Европейской Цивилизации. Университет Тренто, 1992. С. 155. 57 Короленко П. Друг большой литературы. // Короленко П. Шлягер века. М.: НЛО, 2003. С. 260. |